Еще недавно конкурентом турецких товаров мог служить Китай. Но и его продукция покидает российский рынок. Так полюбившиеся россиянам за свою дешевую цену, она откровенно плохого качества. И война на Ближнем Востоке здесь совсем не при чем. Остров Хейхе — через реку Амур из Благовещенска минут двадцать плыть на переполненном пароме, остров, который из забытый богом деревни, благодаря русским челночницам, превратился в гигантский мегаполис из магазинов и рынков, постепенно приходит в упадок.
Завозить товар из Китая в Россию с прошлого года стало невыгодно. Доллар вырос, вырос и юань. И если раньше футболки здесь стоили оптом где-то по 10-15 рублей, то теперь закладывай чуть не вдвое больше. Огромный торговый комплекс, построенный специально для русских, наполовину закрыт. «Работает только второй этаж, а первый, третий и четвертый пусты – торговкам не выгодно оплачивать аренду», — объясняют местные жители.
Памятник русской челночнице, поднявший китайскую легкую промышленность на небывалую высоту, похоже, тоже скоро будет позабыт и позаброшен. Раньше столько наших на Хейхе ездили, что предпринимателям, чтобы избежать лишних сборов и налогов, даже приходилось нанимать специальных перевозчиков – их все называли “кирпичи”. Теперь еле-еле, если отправишься на Хейхе в месяц раз – на экскурсию по пустым прилавка . В других городах, где также есть граница с Поднебесной, в Хабаровске, в Благовещенске, творятся такие же дела. Российские власти подняли цены на таможенные сборы, чтобы способствовать импортозамещению и не кормить китайских дядей, после чего продавать китайские товары стало невыгодно всем. Впрочем, качественную фабричную продукцию, копирующую известные европейские бренды, да, собственно, которые здесь в “первую линию” и отшиваются (а “реплики” для русских модниц шьют уже после окончания рабочего дня) – так вот эта качественная продукция пока что имеет спрос. Но надолго ли? В центр России ее оптом не повезешь.
«Китайцы бы и рады, чтобы мы у них побольше покупали, но ничего сделать не могут, слишком много стало запретов, слишком многие законы о ввозе и вывозе продукции и одежды, и косметики, ужесточились в России».
Бывшие челночницы сейчас работают на вещевых рынках. Наемными торговками. На тех же китайцев. «Так что заменить турков китайские производители просто не смогу , даже если и захотят!»
Что же, остается надеяться на своих.
Например, на Иваново. Наши производители оптимистично утверждают, что без турецкого ширпотреба мы вполне проживем. Встали с колен, хоть это пока и не так заметно. Канули в лету те времена, когда в “городе невест” закрывались ткацкие фабрики и, чтобы не пойти по миру, мужья уезжали на вахты в Москву, оставляя безработных ткачих одних горевать дома. Впрочем, на вахты отсюда едут и сейчас, но вот отечественное белье вдруг неожиданно оказалось востребованным, правда, подход к его выпуску несколько изменился.
«У нас почти не осталось крупных фабрик, к примеру, был когда-то такой комбинат имени 8 марта, но его закрыли в смутные времена. Производственные площади остались пустыми, их прибрали к рукам бизнесмены, после ремонта там начали работать торговые и развлекательные центры, на которые появился спрос. Сначала думали, что не выживем, пойдем по миру… Но ничего — оклемались», — полагает местный участник текстильного рынка.
Ивановские ситцы, шуйская бязь, кинешемская марля. Каждый город области специализировался на чем-то своем. Правда, массовые производства в большинстве своем так и не воскресли, а большую часть товара сегодня делают надомницы — за копейки. Но отсюда и привлекательная конечная цена в магазинах.
«Сшить махровое полотенчике стоит мастерице 50 копеек штука, продадут его в розницу уже по 20-25 рублей, то есть маржа все равно приличная, – объясняют местные коммерсанты. — При этом трудятся женщины дома, то есть им не надо обустраивать рабочие места, следить за охраной труда, платить больничный. Сколько сошьют — столько и получат», — отмечает собеседник «МК».
Выбор товара тоже на любой вкус. От камуфляжа и белых халатов до пододеяльника. Осваивают рукодельницы и новые методы. Например, сшить теплицу на огород из непромокаемого новомодного материала – за 18 рублей. Продадут ее уже где-то за 150. При этом все ткани – тоже местные.
Комплекта же турецкого постельного белья в Иванове и днем с огнем не найдешь. Потому что в среднем оно обойдется на 250-300 рублей дороже своего.
А с некоторых пор в области появился и «бельевой туризм» — новый вид услуг от производителей, когда народ со всей России на специальных автобусах приезжает на окраину Иванова, где открыли гигантский молл, под завязку забитый российской продукцией легкой промышленности. Правда, супермодных модельных тряпок здесь шить еще не научились, но, говорят, если появится такая потребность — обязательно научатся.
«Так что проживем и без турецкого трикотажа», — заявляют патриотичные ивановские ткачихи.