фото: Наталия Губернаторова
Пенсионеров в России становится все больше, работающих — все меньше. Если количество первых с каждым годом растет на миллион, то число вторых неуклонно сокращается. Именно поэтому правительство все чаще и чаще задумывается, а не увеличить-ли пенсионный возраст.
Дефицит Пенсионного фонда растет год от года и сейчас составляет более 1 трлн рублей — или 20% от необходимых расходов. Поэтому и покрывается за счет средств Фонда национального благосостояния и федерального бюджета. А он и в 2015 году, и в 2016 году будет сверстан с дефицитом в 3% ВВП страны. Закрыть дыру в бюджете, а на 2016 год она обещает превысить 2,3 трлн рублей, вряд ли получится.
Но если заставить работников выходить на заслуженный отдых позже, то отчисления в Пенсионный фонд вырастут и он хоть как-то будет залатан. На таком решении давно настаивает министр финансов Антон Силуанов. Теперь эту возможность впервые публично подтвердил глава правительства Дмитрий Медведев.
Сейчас право на получение пенсии по старости женщины получают в 55 лет, а мужчины — в 60. Такой принцип введен еще в начале 1930-х годов. Но понятно, что он уже устарел. Сейчас пенсии в нашей стране не позволяют не только жить «на широкую ногу», но и толкают выходить на улицу и продавать самое последнее.
Большинство готово трудиться дольше положенного. Примеры других стран показывают, что это возможно. Так, в Исландии на пенсию выходят в 67 лет, причем как мужчины, так и женщины. В Дании и Германии планка на таком же уровне.
Аналогичный подход предполагается ввести и в России. Начать власти решили с себя. Как говорит Дмитрий Медведев, этот процесс сначала необходимо обкатать на госслужащих. По словам премьера, эта категория граждан «морально готова». Нужный законопроект уже внесен в Госдуму. В документе предусмотрена этапность перехода к новому периоду выхода на пенсию в 65 лет.
Но готовы ли морально к этому остальные? Сколько россиян доживает даже до 65 лет? Средняя продолжительность жизни мужчины в России сейчас еле-еле дотягивает до этой отметки (женщины, по статистике, живут немного дольше). Другими словами, не успеют проводить на пенсию, сразу нужно заказывать гроб.
Как бы цинично это ни звучало, но факт налицо — пенсионный возраст, если его увеличат, сравнится с теми годами, которые нам отпущены и даже их превысит.
Приблизиться к зарубежным странам, по крайне мере, в вопросе с увеличением пенсионного возраста, можно разве только за счет повышения качества жизни и среднего дохода. В настоящее время средняя продолжительность жизни европейца составляет 78 лет. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона живут и дольше — по 85-90 лет. Поэтому люди там и выходят на пенсию позже, чем у нас.
Но не надо думать, что в России все такие «умирающие лебеди» и работают на последнем издыхании. Конечно, выходя на официальную пенсию люди продолжают работать. Иной раз они сохраняют зарплату (правда, проигрывают в сумме и теряют определенную должность) и одновременно получают пенсию.
Прожив долгую жизнь, пережив нелегкие годы перехода от советской социальной модели к перестройке, а потом и к рыночной экономике, хочется отдохнуть. И, желательно, на кровати, не в гробу. Выжить на государственные выплаты нелегко. Реальный прожиточный минимум, по оценкам независимых экспертов, превышает 10 тыс рублей (государство оценивает этот показатель существенно ниже). Средняя зарплата по стране составляет 31 тыс рублей. А пенсии в Москве равняются в среднем в 15 тыс. Но это в столице, а в регионах они еще меньше — примерно 10 тыс.
В то время как в Норвегии только ежемесячные пособия по безработице составляют $1,5 тыс. Минимальная норвежская пенсия — $2,2 тыс. На наши деньги — это почти 150 тыс рублей. Конечно, там и продуктовые цены повыше, и жилье оплачивается по более высоким ставкам.
Но главный доход Норвегии — это нефть и газ. Как и в России. Но почему-то в Норвегии даже на пособие по безработице, не говоря о пенсии, можно прожить. А в России на ту же пенсию можно только выжить.
Так нужно ли повышать пенсионный возраст или нет? Так или иначе, это придется сделать. Но не сейчас. На сегодняшний день, выходя на пенсию в 55-60 лет и продолжая работать, человек фактически получает две зарплаты. Пусть урезанные, пусть не такие как в Норвегии (уровень жизни в которой сложно сравнивать с Россией, ведь это одна из самых развитых стран в Европе), но тем не менее даже 10-12 тысяч рублей в наших условиях лишними не бывают.
Но если сейчас увеличить пенсионный возраст, то даже эти копейки пройдут мимо кармана. Другими словами, работник будет получат только зарплату, а пенсии, которую он честно заработал, он придется ждать еще как минимум 5 лет.
А учитывая, что людей предпенсионного и пенсионного возраста в России не шибко жалуют, то получается замкнутый круг. Уйдешь с работы на пенсию — потеряешь большую часть дохода. Будешь продолжать работать — а пенсионный возраст увеличат — опять же лишишься дополнительных финансов. А в 65 лет на рынке труда ты уже не востребован (даже в 50 лет трудно найти работу). А что тогда — ждать пенсии еще 15 лет? Жить на пособие по безработице? Торговать последним на улице?
Поэтому, чтобы сейчас увеличивать пенсионный возраст, необходимо увеличивать зарплату и пенсии. А также повышать уровень жизни. Чтобы было как в Норвегии. Возможно ли это? Вопрос риторический.