фото: Алексей Меринов
До 16 ноября Украина катилась к дефолту в конце года с последующей тяжбой в Лондонском суде. Такой пессимистический финал был оговорен, помимо прочего, в декабре 2013 года при выкупе на Ирландской фондовой бирже украинских еврооблигаций Россией за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Заметим сразу, что $3 млрд или почти 100 млрд рублей были вырваны из карманов российских пенсионеров, так как именно ФНБ в значительной мере погашает дефицит Пенсионного фонда.
Хотя кредит тогда давали дружественному Виктору Януковичу, Москва пошла на внедрение в двусторонние отношения принципов британского права, признаваемого во всем мире. И просчиталась. Процессы в Высоком Лондонском суде идут годами и не факт, что их можно выиграть. Во многом это зависит не от справедливости требований «кинутого» заимодавца, а от профпригодности нанятых адвокатов.
А если еще учесть позиции западных правительств и тамошнего общественного мнения, явно носящих сейчас антироссийский характер, то вопрос о возврате $3 млрд повисает в воздухе на очень длительный срок. К тому же и Киев готовится к «юридической войне», уже пытаясь доказать, что эти евробонды – не что иное как «взятка бывшему президенту Януковичу».
В таких обстоятельствах нужно найти обходной маневр. Опрошенные «МК» эксперты удивляются: зачем вообще городить такой огород, когда размещение украинских евробондов в обязательном порядке подлежало страхованию со стороны пула крупных международных компаний?
Действительно, евробонды, они же еврооблигации, являются долговыми расписками государства, выпускаемыми в иностранной валюте для страны-должника. Причем их гарантом выступает синдикат страховых компаний (андеррайтеры), которые позволили выставить евробонды на рынок. Так зачем российскому правительству и президенту так переживать? Надо не идти на уступки непонятному режиму, а всего лишь дождаться официальной даты погашения евробондов – 20 декабря 2015 года. Если деньги не поступят, пожаловаться сначала андеррайтерам, а затем МВФ и Парижскому клубу кредиторам.
Что должно произойти? Страховщики возвращают ФНБ $3 млрд в течение 30 суток с момента невозврата денег, то есть до 20 января. Затем уже именно они, прямо как наши доморощенные коллекторы, выбивают долг из Украины с процентами за свои потери.
МВФ соглашается с объявлением Россией дефолта Украине и прекращает согласно своим внутренним правилам кредитование Киева.
Напомним, всего фонд обещал выделить Украине до $17 млрд, а в декабре – транш в размере $3 млрд. Как раз последних и хватило бы Киеву, чтобы полностью расплатиться с Москвой.
Наконец, Парижский клуб кредиторов (в него входят все правительства-заимодавцы, включая Россию) обязан в случае намеренного дефолта страны-заемщика предпринять совместные меры воздействия, включая прекращение любой финансовой помощи. А западные страны вслед за МВФ обещали Украине еще до $17 млрд кредитов.
Но все это в идеале. Эксперты, опрошенные «МК», справедливо замечают, что вряд ли андеррайтеры два года назад пошли на страхование украинско-российской сделки, так как проценты были определены в размере 5% годовых, это более чем в два раза меньше тогдашних коммерческих (12%). Да и наше правительство в случае страхования $3 млрд не стало бы так нервничать сейчас.
Так что делать? Путин предложил растянуть уплату долгов Киева Москве на три года – с 2016-ого по 2018-й. По $1 млрд каждый декабрь. Причем под гарантии США, ЕС и МВФ. Казалось бы, ход верный. И Запад встретил это предложение с интересом. Но история переговоров с Киевом лишний свидетельствует – тут нужен кнут, как это было в январе 2009 года, когда поставки газа на Украину после отказа что-либо за него платить были полностью прекращены.
К тому же времени для договоренностей остается все меньше. По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, «вопрос, каким образом будет технически проведена отсрочка выплат по облигациям, — юридический, он не относится к политическому решению (о предоставлении возможности отсрочки по долгу – «МК»), это вопрос техники, он предполагает дискуссию с дебитором, а пока ее не было, то есть юридические аспекты еще будут обсуждаться». Но пока не известно, когда такое обсуждение юридических вопросов может пройти. А решение, чтобы не было дефолта Украины 20 декабря, надо найти до 8 декабря. Пока же Киев хранит молчание.
Видимо, там надеются на поддержку МВФ и западных правительств. В принципе украинские финансовые власти правы. Но не учитывают один очень важный аспект. Чтобы фонд продолжил финансовую помощь Украине, несмотря на объявление дефолта, ему нужно изменить свои же внутренние правила. Легко объявить, но чтобы это стало официальным решением, как подсказывает регламент фонда, необходимо до года дискуссий и 85% голосов.
Конечно, балом в МВФ правят США – главный акционер – более 17% голосов. К тому же западные страны обладают в фонде подавляющим большинством. Более того, многие страны-должники за такое решение отдадут и свои голоса. Значит, несмотря на возможное сопротивление России (2,7% голосов) и Китая (4%), правила изменят и Киев может торжествовать? Но не будем спешить. Во-первых, пока примут соответствующее решение, МВФ будет обязан не давать деньги Киеву. А, во-вторых, что важнее, это же опасный прецедент для самих США. Кто им будет возвращать долги, если МВФ поддержит заемщиков?