Место, выбранное для саммита G7, кажется «не совсем подходящим». Оно удаленное и малоизвестное для внешнего мира. И его святость перечеркнута Конституцией, которую генерал-победитель Дуглас Макартур навязал Японии в 1947 году. В ней говорится, что «никакая религиозная организация не должна получать каких-либо привилегий от государства или использовать политическую власть. Префектура Миэ даже не участвовала в конкурсе за право быть хозяином саммита, но ее заставил так поступить офис премьера Абэ. Ведь его «жизненной целью» является «перестать быть послевоенным режимом». Так что выбор места для саммита был субтильным, но все же выбором.
Абе попытался выжать из G7 и некоторые другие политические преимущества. Во-первых, Барак Обама первый «сидящий», как говорят, президент США, который решил посетить японский город, подвергшийся американской атомной бомбардировке. И хотя Белый дом дал понять, что Обама не принесет никаких извинений за смерть и разрушение Хиросимы 6 августа 1945 года, а через три дня и Нагасаки, но опросы общественного мнения показали, что девять десятых японского населения приветствовали визит Обамы. Левые приветствовали его, ибо он напомнил об ужасах войны и о значении антивоенных статей конституции. Но и правые сочли визит президента США как признание вины Америки, требующей извинения со стороны Японии. Недавно — в декабре прошлого года — было заключено соглашение между Японией и Южной Кореей о том, что первая должна извиниться перед второй за использование кореянок как «женщин для комфорта», то есть по существу как проституток для японской армии в ходе войны. Возможно, именно это предопределило и визит Обамы в Японию.
Но Хиросима все же сковывает Обаму, что бы он там не делал. Любой его шаг по японской земле это удар по Китаю. Любой его шаг по японской земле это попытка обелить историю Страны Восходящего солнца. Но и американцы недовольны визитом Обамы в Хиросиму. Если раньше (85%) (1945 год) приветствовали ядерный апокалипсис, то сейчас — лишь 56%. Большинство, хотя и не столь разительное. А в конце года премьер Абэ посетит Перл-Харбор, где был уничтожен американский флот на Гавайях, что вынудило президента Рузвельта вступить во Вторую Мировую войну. Извинится ли Абэ в Перл-Харборе или нет тоже дело весьма щекотливое.
История храма на Изе полна противоречий. Саммит G7 вряд ли пострадает от них. Ничто так не сближает как общий враг. А в данном случае им является не Москва, а Пекин. База власти Абэ — националисты будут аплодировать G7. Американские консерваторы — похлопывать Обаму по плечу. Не извинился-таки! Не сложил рук в молитве и не бухнулся на пол божественного дворца Аматерасу, богини солнца и мифической предшественницы императоров Японии!
G7 не начнет свою работу в Ясукуни, синтоистском храме в Токио, который является «хранителем почестей» японских самураев, павших на войне, включая 14 военных преступников.
Не то что Обама, но даже сам Абэ побаивается этого места. Когда-то — в декабре 2013 года — он посетил эту молельню войны, а не богиню солнца, вызвав гнев японцев, сытых по горло молитвами мракобесов.
В Соединенных Штатах тоже проходит определенная трансформация истории Японии. Как пишет лондонский «Экономист», единственной ошибкой Токио, по мнению американских ревизионистов, был проигрыш Второй мировой войны. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо…
Среди собрания моих сувениров есть одно, которое не дает мне покоя. Это уменьшенный макет атомной бомбы «Little Boy» — «Малыша», которую сверхлетающая крепость «Боинг-29-45-MO» сбросил на Хиросиму 6 августа 1945 года. По моей просьбе на «Малыше» расписались командир «Боинга» полковник Пол Тиббетс и член его экипажа майор «Датч» Ван Кирк. Но и это еще не все. В маленьком стеклянном кубе, стоящем рядом с «Малышом», находятся несколько камешков, подобранных на какой-то из улиц разбомбленной Хиросимы.
Когда я писал этот текст, «Малыш» и хиросимские камешки были в поле моего зрения. Я писал и поглядывал на них…
Сейчас вместо «Малыша» в мире тысячи атомных и водородных великанов. Не только в воздухе, но и на земле и под водой. Все, что хоть на сантиметр приближает планету нашу к ядерному Армагеддону является преступлением — ядерным харакири, которое хотят сделать человечеству жрецы Богини-бомбы.