фото: pixabay.com
Увы, вопреки декларируемой политике равенства никакого равноправия внутри Евросоюза нет и в помине. Ключевыми остаются позиции Берлина, Парижа, Лондона и, естественно, Вашингтона как главного «политически ассоциированного» доминирующего партнера ЕС. Решение продемонстрировать евроатлантическую солидарность 21 июня, то есть за неделю до запланированного саммита, вряд ли связано с чем-то иным, кроме референдума 23 июня в Великобритании о выходе из ЕС. По данным последних опросов, число сторонников BREXIT (британского выхода) уже более чем на 7 процентов превышает количество его противников. А значит, самое время крепить брюссельско-вашингтонский консенсус. Недаром же лично Барак Обама приезжал в мае в Лондон агитировать против независимости туманного Альбиона от Брюсселя. Соединенным Штатам нужна Британия в составе ЕС, в противном случае влияние Парижа и Берлина внутри ЕС, а значит, и их самостоятельность могут существенным образом возрасти. Особенно опасным для Америки это представляется в свете президентских выборов во Франции и парламентских в Германии 2017 года, результатом которых может стать смена политической парадигмы мультикультурализма, господствующей в Европе с момента развала Советского Союза, идеями евроскептицизма. А кому охота терять контроль над Старым Светом, тем более в преддверии собственных президентских выборов?
Поэтому с высокой долей вероятности 21 июня мы услышим солидарную позицию «вашингтоно-брюссельского» обкома, продолжающего обвинять Москву во всех смертных грехах. «Отдельные позиции» некоторых европейских лидеров, возражающих против продолжения санкций, стали удобным поводом для того, чтобы получить очередной кредит или транш от Брюсселя, и не более. Как, например, в случае с Италией и ее премьером Маттео Ренци. Так что на будущее, когда нам очередной европейский лидер (только если это не канцлер Германии или президент Франции) будет говорить о категорическом несогласии с санкционной политикой, имейте в виду — это послание не Москве, а Брюсселю на тему «дайте денег, а то…». Поэтому стоит приготовиться к тому, что санкции будут жить еще долго. Но в чем же снова «провинилась» Москва?
Главным условием снятия санкций многими европолитиками называлось выполнение Минских соглашений. С подобными заявлениями неоднократно выступали главы европейской и немецкой дипломатии Федерика Могерини и Франк Вальтер Штайнмайер. А что, казалось бы, может быть весомее мнения Берлина и Брюсселя?
В то же время Штайнмайер еще весной уверенно заявлял о том, что местные выборы на Донбассе должны состояться до середины года, однако это его намерение, впрочем, так же, как и подписанные им гарантии президенту Януковичу за день до госпереворота в Киеве, осталось исключительно виртуальным. На сегодняшний день нет никаких перспектив для проведения местных выборов на Донбассе как минимум до конца этого года. Просто в силу процедурных моментов — необходимости изменения конституции, нового голосования законов о местных выборах и амнистии и размораживании закона об «особом статусе» в Верховной раде — Киев, даже если захочет (что представляется абсолютно нереальным), не успеет согласовать и провести местные выборы на Донбассе в этом году. А следующей осенью должны быть уже новые местные выборы по всей Украине. В лучшем случае ими Минский процесс и завершится, но только если Порошенко поменяет свое поведение. Потому что при нынешней политике Киева («до выборов нужно зачистить регион от сепаратистов» — замминистра по вопросам АТО Г.Тука) Донбасс в Украину не вернется.
На прошлой неделе в бундестаге Германии состоялась интереснейшая экспертная дискуссия как раз на эту тему. Инициатором разговора выступила левая партия Германии, представители которой уже неоднократно посещали территорию ДНР-ЛНР с гуманитарными миссиями. Пикантность дискуссии придавало присутствие на ней официального представителя Ангелы Меркель по России и «Восточному партнерству», спецпредставителя ФРГ в ОБСЕ Гернота Эрлера. В ответ на предложение в адрес правительства Германии украинского политолога Дмитрия Джангирова покаяться перед украинцами за ложный выбор, навязанный в том числе кабинетом Меркель, г-н Эрлер только развел руками: «Мы не можем заставить Порошенко выполнять Минские соглашения! Мы можем только предложить свою помощь». Получается, что заставлять Порошенко умеют только американцы. Но они, очевидно, не хотят это делать, предпочитая декларативную солидарность с необходимостью исполнения Минских соглашений по принуждению Киева к их практической реализации, как это еще было летом 2015-го.
Вывод из немецкой парламентской дискуссии, с которым согласились все участвующие депутаты и эксперты, кроме представителя Меркель, простой — до тех пор, пока Киев не начнет прямой диалог с Донецком и Луганском, никакого прогресса в реализации Минских соглашений не предвидится. Значит, кто за это должен отвечать? На кого Европа должна накладывать санкции за промедление мирного урегулирования? Я выступил с предложением немецким коллегам наложить санкции на Порошенко, но, кроме шуток, почему Россия должна оставаться под санкциями ЕС за невыполнение Киевом Минских соглашений?
Москву становится все сложнее обвинять в противодействии мирному процессу и срыве минского урегулирования, в то время как Киев демонстративно даже для европейцев торпедирует договоренности. Правда, к санкциям это имеет уже исключительно формальное отношение. До перевыборов властей Германии и Франции в 2017-м антироссийская инерция, по всей видимости, продолжится. А вот потом наступит уже совсем другая история, в которой новые элиты Европы будут договариваться со старой элитой России. До тех пор санкции будут сохранены, но все больше будут бить по промышленности и сельскому хозяйству ЕС. Тем самым американцы оставляют европейцев своими заложниками — без консолидированной отмены санкций Москве нет резонов отменять и контрсанкции, бьющие в первую очередь по Европе. Ведь наиболее уязвимые точки антироссийских санкций — это невозможность получить дешевые и длинные кредиты (в США) и технологии (тоже в США). Немецкий Дойче Банк даже в случае разрешения со стороны правительства ФРГ не сможет предоставить кредит любому российскому предприятию, поскольку тут же сделает невозможным работу своего представительства в Америке. Чего Вашингтон и добивался — Европа санкционировала сама себя, а виновата в этом Россия. Пока остается только ждать перемены такой ситуации. И сосредотачиваться.
Санкции . Хроника событий
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23