Важность вынесенной на заседание Госсовета темы не вызывала сомнений ни у кого из его участников. Строительство — одна из немногих динамично развивающихся отраслей российской экономики, напрямую не связанная с добычей энергоресурсов. Его вклад в ВВП страны составляет 6%, каждый вложенный в стройку рубль за счет развития смежных сегментов приносит 10-15 рублей дополнительно. «И даже Иисус Христос в начале своей карьеры был плотником», — привел совсем уже неоспоримый, в том числе, как оказалось, для коммунистов, аргумент Геннадий Зюганов.
В последние два года жилищное строительство в стране развивалось рекордными темпами. В 2014 году, напомнил Владимир Путин, было возведено 84 млн кв м новостроек, а в 2015 году — 85 млн кв м. При этом объем жилья наиболее востребованного эконом-класса за последние десять лет вырос на 20%.
За счет ликвидации избыточных административных процедур, активного вовлечения в оборот пустующих земельных участков, а главное — развития ипотеки — властям, по словам президента, удалось наконец-то приблизится к выполнению исторической миссии — обеспечить жильем всех, кто в этом нуждается. «Построить нужное России количество дорог, наверное, невозможно, а вот нужное количество жилья точно можно построить. У нас есть исторический шанс решить эту проблему», — вдохновлял Путин чиновников на новые подвиги.
Губернаторы в ответ сетовали на кризис. Начиная с прошлого года, вновь стала актуальной проблема замороженных строек, количество обманутых дольщиков выросло.
«За три года мы обеспечили жильем 11 тыс человек, пострадавших от предыдущего кризиса, а из-за турбулентности рынка прибавилось еще 8 тыс», — пожаловался губернатор Московской области Андрей Воробьев.
По данным Зюганова, всего в стране сейчас 900 тыс замороженных строек и 400 тыс обманутых граждан, которым «никто не позавидует». В правительстве тоже признают, что своими силами с такими объектами регионы не справятся. Проблема зашла в тупик и по мере роста масштабов чревата социальными конфликтами. «Нужен государственный компенсационный фонд, он позволит эффективно решать проблемы обманутых дольщиков», — заявил глава Минстроя Михаил Мень. (Позже он пояснил журналистам, что фонд должен заменить страховые компании, которые не справляются с возложенными на них обязанностями. Застройщики будут вносить в него те же деньги, что сейчас платят страховщикам, а государство тратить их на завершение проблемных объектов).
Владимир Путин против идеи госфонда не возражал — похоже, он уже привык к тому, что бизнес, как малое дитя, сам решать проблемы не в состоянии. Вот и службу кадастровых оценщиков недавно тоже пришлось забирать под крыло государства.
— Нет ни одного примера завершения проблемных объектов за счет средств страховых компаний, якобы они не накопили средств, — с сарказмом заметил президент. По его словам, в сложившейся ситуации создание госфонда — хорошая идея, но новый механизм «не должен прикрывать чьи-то огрехи и мошенничества».
Однако больше всего главу государства, похоже, интересовало будущее ипотеки. С одной стороны, кредитование граждан позволило раскрутить маховик жилищного строительства — за счет этих средств сейчас строится 60% домов в РФ. С другой — коммерческие ставки остаются неподъемными для многих россиян.
В последние два года, чтобы удержать ипотеку на плаву, государству приходится субсидировать их своими обмелевшими ресурсами. Но на 2017 год средств на компенсацию, по данным Минфина, нет.
Путин по ходу Госсовета несколько раз задавал разным чиновникам вопрос: что они думают об ипотечных облигациях, которые предлагает запустить Минстрой? Удастся ли с их помощью снизить ставки по ипотечным кредитам до европейских 1,5%?
Ответы были в целом положительные, но не совсем убедительные. И это вполне понятно: не привыкли пока наши граждане иметь дело с ценными бумагами, да еще с такими, где обеспечением служат какие-то мифические, еще даже не построенные квадратные метры! «Продлите, пожалуйста, льготные ипотечные ставки на 2017-2018 год», — честно попросил Путина президент национального объединения строителей СРО (саморегулируемые организации — «МК») Алексей Молчанов.
Впрочем, мнение СРО, как выяснилось, интересует власти в последнюю очередь. Саморегулирование в строительстве не оправдало ожиданий чиновников. «На деле мы получили ту же бюрократию, только в лице бизнес-сообщества», — опять попенял предпринимателям президент. «Да это просто мазохистская организация, члены которой издеваются друг над другом», — поддержал главу государства вице-премьер Дмитрий Козак, пообещав в ближайшее время провести реформу СРО.
От имени застройщиков высказаться на Госсовете дали представителю московского стройкомплекса Леониду Казинцу. Он просил власти только об одном: объяснить гражданам, что дешевле, чем сейчас жилье стоить уже не будет. А значит, надо отбросить в сторону все сомнения, а также возможные риски — и брать.