«Однозначно, во-первых, ожидаемо ухудшение ситуации внутри ФРГ с точки зрения протестов, – рассказывает «МК» о возможных последствиях резолюции Владислав Белов. – Все-таки община немецких граждан турецкого происхождения насчитывает около 4 млн. Плюс надо считать граждан Турции, которые находятся на территории Германии. Армянская община в Германии минимальна – в отличие от Франции. Турецкая община имеет своих депутатов во всех партиях, которые наверняка голосовали против резолюции. Наверняка праворадикальные силы воспользуются возможностью атаки на такие демонстрации. Можно прогнозировать столкновения с полицией, можно прогнозировать и то, что радикальные движения будут записывать в свой актив дополнительных сторонников. Возможно, партия «Альтернатива для Германии» получит дополнительных приверженцев.
Также это явный повод и довод для правительства Турции выйти из соглашения с ЕС от марта этого года и снять контроль на своих границах, практически открыв двери для нелегальных мигрантов, открыв коридор в Европу. Можно спрогнозировать, что это решение станет поводом или составной частью того, что мы в июле увидим очередную волну мигрантов. Европа к этому готовится. Но тем не менее резолюция бундестага — это существенный раздражитель для Турции, ухудшающий отношения с Германией. Ангела Меркель ничего не смогла сделать. Она всего-навсего глава правительства, а не государства».
По мнению собеседника «МК», импульсом для принятия такого документа стала внутри- и внешнеполитическая ситуация. «По всей видимости, ситуация вокруг и внутри Турции, в том числе проблема, связанная с сирийским кризисом и с миграционным потоком, наверное, побудили и немецкое общество, и политический истеблишмент, представляющий интересы электората в нижней палате немецкого парламента, поставить этот вопрос на повестку дня, – отметил Владислав Белов. – Уже постановка данного вопроса предопределила на сто процентов ухудшение отношений между официальной Анкарой и официальным Берлином. Понятно, что Меркель не инициировала этот вопрос. Она была не заинтересована в этом и обещала сделать все для того, чтобы ситуация в эти сложные недели в отношениях ЕС и Турции не обострялась. Анкара в лице премьер-министра высказала свою обиду во время визита Меркель. Она аварийный комиссар, политик, который пытается урегулировать ситуация в условиях неготовности Турции выполнить вес условия, которые к ней были предъявлены с точки зрения снятия безвизового режима.
Турция была и остается не готовой внести изменения в антитеррористические законы и вернуться к общепринятым демократическим нормам взаимодействия между властью и гражданским обществом, нежелание признать стремление к централизации власти в руках одного человека, который занимает пост президента. Меркель пыталась лавировать между Сциллой и Харибдой, но, судя по всему, пройти ей не удалось. Она изначально заявила, что она будет отсутствовать во время голосования в бундестаге, показав свое отношение».
Напомним, что в четверг, 2 июня, бундестаг Германии принял резолюцию, которая квалифицирует массовое уничтожение армян в Османской империи в 1915-1916 гг. как геноцид. Совместный проект резолюции, представленный парламентскими фракциями блока ХДС/ХСС, СДПГ и «зеленых» был одобрен большинством депутатов. Резолюция призывает германское правительство «и далее способствовать широкому общественному обсуждению изгнания и практически полного истребления армян в 1915-16 годах и роли Германской империи в этих событиях».