Первый гроссмейстер Англии Энтони Майлс любил играть лежа. Фото из архива автора.
Видный шахматист начала ХХ века Акиба Рубинштейн часто говорил, что занимается шахматами триста дней в году по шесть часов в день, шестьдесят дней играет в турнирах и лишь шесть оставшихся отдыхает.
Интересно, что однофамилец гроссмейстера Антон Рубинштейн однажды тоже сделал подобное признание, но в более афористичной форме: «Когда я не играю один день – чувствую это сам. Когда не играю два дня, это чувствует моя жена. Стоит мне не играть три дня, это чувствует публика!»
Разумеется, Антон Рубинштейн, великий пианист и композитор, имел в виду не шахматы, а фортепьяно.
На турнире в Петербурге Рубинштейн получил отличный номер в отеле. Но после двух туров выразил неудовольствие: мешает шум лифта. Один из организаторов предложил ему переехать к нему домой, гарантируя полный покой. Рубинштейн согласился, но через день заявил, что теперь его раздражает гробовая тишина, и перебрался обратно в гостиницу, поближе к лифту.
Когда в Англии появился первый гроссмейстер Энтони Майлс, начался настоящий шахматный бум. И это побудило театральных продюсеров все чаще вводить в постановки пьес сцены, в которых действующие лица, рассевшись за доской, разыгрывают какие-нибудь сложные позиции. Однако новинка оказалась довольно опасной. Были отмечены случаи, когда зрители первых рядов партера подсказывали актерам ходы, насмехались над ними и даже бросали в их адрес неприличные слова.
На протяжении шестидесяти лет Чарлз Дегруф из американского города Уэйкфилда безуспешно добивался руки у своей избранницы Луизы Кирстайн. И наконец сердце неприступной мисс Кирстайн дрогнуло. А причиной этого стала победа ее поклонника в шахматном конкурсе, проводимом местной газетой. Чарлзу, кстати, исполнилось всего 95 лет, а Луизе – 93. Вот как важно уметь решать шахматные задачи и этюды!
Нет снисхождения
В 1972 году перед судом в Нью-Йорке предстал Джозеф Фельдман, обвинявшийся в краже около тысячи шахматных книг из разных библиотек.
– Я проявил бы к вам снисхождение, – сказал судья, – если бы вашей целью было завоевать для Америки шахматную корону. Однако, по мнению свидетелей, Фишеру нет оснований вас опасаться.
И вор был заслуженно отправлен в тюрьму. История умалчивает, были ли ему предоставлены в камеру какие-нибудь из украденных им книг для шахматного совершенствования.
Не та вершина
Один австрийский мастер прошлого века делил поровну свою привязанность к шахматам и альпинизму.
– Когда поднимаешься на гору в туманное утро, – говорил он, – испытываешь такое же чувство загадочной неизвестности, как и в головоломной партии.
Но лучше бы этот спортсмен восходил на вершину шахматного олимпа, поскольку, преодолевая очередную горную вершину, он разбился совсем молодым.
Стакан чаю
В партии Тартаковер – Нимцович, сыгранной 100 лет назад, последний заказал себе стакан чаю. Размешивая сахар, он сильно постукивал ложкой о стакан, и Тартаковер решил, что противник преднамеренно действует ему на нервы. Око за око! И он тоже сделал заказ – но не стакан чаю (пить ему не хотелось), а пустой стакан с ложкой, – и принялся вовсю музицировать. Дело шло к скандалу, но гроссмейстеры проявили чувство юмора, и все закончилось смехом и быстрой ничьей.
На своем месте
Геза Мароци и Рудольф Шпильман играли легкую партию, а третий гроссмейстер, Савелий Тартаковер, наблюдал за игрой. И тут он решил подсказать Шпильману:
– На вашем месте я бы пошел конем в угол.
– Что за нелепость! – возмутился Шпильман. – Это же просто дурацкий ход.
– Но я же сказал «на вашем месте», – пояснил подсказчик и рассмеялся, довольный своей шуткой.
Строгий закон
В Саудовской Аравии лишь недавно отменили закон, согласно которому были запрещены шахматы. Запрет был связан с тем, что в этой игре слон может безнаказанно нападать на короля.