Однажды Михаил Таль давал сеанс одновременной игры в украинском городе Черновцы. Это происходило в помещении городской филармонии. Столы были расставлены покоем, Таль выигрывал партию за партией, а усилия требовались не столько для ходов, сколько для хождения по кругу: накануне гостя свозили в буковинские Карпаты, и, неудачно прыгнув со скалы, он сильно подвернул ногу. Теперь в голове чуть прихрамывающего гроссмейстера крутилась лишь одна мысль: «Надо быстрей выигрывать на крайних досках, чтобы сократить амплитуду перемещения».
И вдруг он услышал, как по залу пронесся довольно громкий шепот: «Сиди, Таль! Сиди, Таль!». – «Спасибо за заботу, – поблагодарил Таль. – Я бы с удовольствием сел, но это трудно сделать, когда у вас сразу двадцать партнеров».
В ответ раздался дружный смех. Оказалось, что шепот относился вовсе не к Михаилу Талю: во время сеанса в зал на минутку заглянула любимица черновчан, их землячка, знаменитая еврейская актриса Сиди Таль. Она репетировала в соседнем зале и захотела взглянуть на своего еще более знаменитого однофамильца. Любители театра и музыки Черновиц не смогли удержаться и восторженно приветствовали ее. Но надо сказать, что Михаилу Талю появление Сиди Таль никак не помешало – он, как обычно, обыграл всех представителей мужского пола, а с двумя очаровательными девушками разошелся полюбовно.
Гроссмейстер Василий Иванчук как-то признался, что очень любит читать сказки разных народов и учитывает национальные особенности их героев в своей шахматной подготовке. Скажем, перед партией с российским гроссмейстером Крамником он перечитывает русские народные сказки, перед игрой с англичанином Шортом – английские, перед Каруана – итальянские, перед Ароняном – армянские, перед Топаловым – болгарскаие, перед Анандом – индийские, перед Мамедьяровым – азербайджанские и т.д. И, как правило, такой метод дает положительные результаты. Но в этом году произошел один сбой. На традиционном турнире в Вейк-ан-Зее Василий хотя и прочитал перед партией с филиппинским вундеркиндом Весли Со несколько филиппинских сказок, по непонятной причине проиграл ему без всякой борьбы. «Может быть, мало сказок прочитал и не разобрался в особенностях характера Весли?» – недоумевал Иванчук. Но секрет раскрывался просто. Дело в том, что Со недавно перебрался в США и в Вейк-ан-Зее уже играл не как филиппинец, а как американец. Так что Иванчуку следовало читать не филиппинские народные сказки, а американские. Вот в чем была его промашка!
Европейский шахматный союз несколько лет назад на своих официальных соревнованиях ввел дресс-код. Отныне одежда игроков не должна быть дырявой, а от них не должны исходить неприятные запахи. Вскоре это правило было опробовано на женском первенстве Европы в Турции, а в Пловдиве, где проходил мужской чемпионат, у участников проверялось наличие носков (этот элемент одежды отныне обязателен) и строго обнюхивали гроссмейстеров и мастеров.
Не уверен, что применение дресс-кода эффекттивно, особенно для представительниц прекрасного пола. Участницы и так весьма тщательно следят за собой, чтобы выглядеть наилучшим образом, тем более, что обычно это молодые симпатичные девушки. Шахматистка может зевнуть фигуру, но вряд ли она сядет за столик в немодном платье (а «дырявые» девушки вообще не встречаются).
В Турции живо обсуждалась проблема «второй пуговицы» на женских кофточках и длина юбок у тех, кто тяготеет к «мини». Но ведь во время цейтнота девушка может позволить себе что-то расстегнуть, не ставить же ей за это баранку. Тем более нелепо в процессе игры измерять гроссмейстеру длину юбки. А вот чемпионка Франции Эльмира Скрипченко вообще объявила, что применение дресс-кода оскорбительно для дам.
Возможно, у мужчин дело обстоит иначе, иногда они позволяют себе прийти на игру в джинсах или в кроссовках, что можно считать не совсем уважительным по отношению к зрителям. Но что-то я не замечал, чтобы у претендентов на шахматную корону отсутствовали носки или они источали нежелательные запахи (запах сигарет не в счет). А если потребовать, чтобы они появлялись в турнирном помещении в более строгой одежде, то у них всегда найдется выходной костюм. Хорошо еще, что Европейский союз не взялся за «одежду» шахматных фигур, а то, например, запретил бы королю появляться на доске в голом виде, коням ржать, а слонам махать хоботом.