Законопроект был подготовлен по итогам январского заседания Совета по противодействию коррупции. «Коррупционные» составы Уголовного кодекса предлагается подвергнуть существенной правке, одновременно дополнив кодекс тремя статьями, карающими за «посредничество в коммерческом подкупе», «мелкий коммерческий подкуп» и «мелкое взяточничество».
«Мелким» будет считаться коррупционное преступление на сумму менее 10 тысяч рублей. В 2012–2015 годах в подавляющем большинстве уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки фигурируют именно такие суммы, напоминает пояснительная записка. «Учитывая небольшую общественную опасность таких преступлений и принимая во внимание необходимость реализации принципа справедливости при назначении наказания» президент считает правильным за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество (получение взятки или дача взятки лично или через посредника) наказывать мягче: штрафом до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами, либо ограничением свободы, либо лишением свободы на срок до одного года. Запрета на профессию в перечне возможных наказаний нет, верхний предел возможного штрафа существенно снижен…
Но для рецидивистов, уже имеющих судимость за эти преступления, предусмотрено то же, что и сейчас: штраф до 1 млн рублей или лишение свободы на срок до 3 лет. Это «будет являться превентивной мерой для повторного совершения мелкого коммерческого подкупа и мелкого взяточничества», — считает президент.
Одновременно в статьях УК, где говорится о коммерческом подкупе, подкупе спортсменов, спортивных судей или организаторов и участников зрелищных коммерческих конкурсов, а также о взятках, появятся существенные дополнения. Они позволят считать преступлением такие случаи, когда по указанию взяточника «имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу» — родственнику, знакомому или фирме, зарегистрированной на их имя в России или офшоре. Россия тем самым выполняет требования Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Законопроект подвергает ревизии закрепленный в УК в 2011 году, при президенте Медведеве, принцип назначения за коррупционные преступления штрафов, многократных размеру взятки или подкупа. В некоторых «коррупционных» статьях УК сейчас вообще нет штрафов, исчисляемых в абсолютных цифрах, и «отсутствие вариативности», по мнению президента Путина, не позволяет учитывать конкретные обстоятельства и материальное положение осужденного. В результате суды назначают несоизмеримо крупные штрафы гражданам, которые «очевидно не имеют реальной возможности» их уплатить, а судебные приставы потом обращаются в суды с ходатайством о замене гигантского штрафа на лишение свободы.
Президент предлагает дать суду возможность назначать штрафы в абсолютных величинах. Например, в первой части статьи 204 («Коммерческий подкуп»), которая сейчас обещает штраф, равный десяти- —пятидесятикратной сумме подкупа, альтернативой станет штраф в размере до 400 тысяч рублей.
Зам.гендиректора «Транспэренси Интернешнл» в России Илья Шуманов в разговоре с «МК» оценил содержащиеся в законопроекте новации как «со знаком плюс с формальной, технической точки зрения, но неспособные обеспечить прорыва в борьбе с коррупцией». «Глобальных изменений в количественном или качественном аспекте я не жду — просто люди, которые сейчас привлекаются к ответственности по одним статьям УК, будут привлекаться по другим»,— пояснил он: в частности, после появления новой статьи, карающей за посредничество в коммерческом подкупе, те, кто сейчас привлекается по статье «Мошенничество», пойдут по ней.
Если посмотреть статистику Судебного департамента Верховного суда РФ, то можно обнаружить, что число осужденных за коррупционные преступления в последние годы растет (с 8607 человек в 2013 году до 11 499 человек в 2015 году). Но подавляющее большинство наказаны за дачу взятки, а не за ее получение: 5216 против 1702 в 2015 году. Трудно сказать, позволят ли уточненные формулировки УК изменить ситуацию.
Кстати, за три года (с 2013-го по 2015-й) за незаконное получение денег или имущества и подкуп не был осужден ни один спортсмен, спортивный судья или организатор (участник) зрелищного коммерческого конкурса.
«Это не значит, что подкупа в спорте или шоу-бизнесе нет», — считает глава думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников («ЕР»), который в разговоре с «МК» оценил президентскую инициативу «положительно» и считает, что она, скорее всего, будет принята Госдумой в течение июня, до окончания весенней сессии.