Расследование преступлений, связанных с участием запрещенной в России УНА-УНСО в Первой чеченской войне, велось с середины 1990-х годов, но Карпюк и Клых стали фигурантами дела только в 2013 году, когда явку с повинной написал другой украинец Александр Малофеев. В своем чистосердечном признании он рассказал, что воевал на стороне боевиков в составе отряда «Варяг», в который так же входили лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош, глава «Свободы» Олег Тягнибок, премьер-министр Украины Арсения Яценюк, которого, по словам главы СК России Александра Бастрыкина, наградили за это высшим орденом Джохара Дудаева «Честь нации», а так же Карпюк с Клыхом.
Несмотря на то, что новость о Яценюке многие восприняли как шутку и стали делать юмористические шаржи на эту тему, дело рассматривалось вполне серьезно. Ничего не подозревающий лидер УНА-УНСО Карпюк в марте 2014 года по каким-то своим делам пересек российскую границу и тут же был схвачен российскими правоохранителями. А преподаватель истории Киевского транспортно-экономического колледжа Клых так же неудачно решил навестить свою возлюбленную в Орле, с которой ранее познакомился на отдыхе в еще украинском Крыму. В Орле его и задержали.
Карпюку вменяются руководство и участие в банде (ч.ч. 1, 2 ст. 209 УК РФ), убийство российских солдат (ч. 2 ст. 15, пп. «в, з, н» ст. 102 УК РСФСР) и покушение на их убийство (ч. 2 ст. 15, пп. «в, з, н» ст. 102 УК РСФСР). Клыху повезло чуть больше: он в число организаторов не попал. Оба подозреваемых первоначально признали свою вину, но потом отказались от своих показаний, заявляя в течении всего судебного процесса о пытках электричеством и угрозах расправиться с их семьями.
Одним из адвокатов подсудимых стал Илья Новиков, параллельно защищавший «наводчицу» Надежду Савченко. Вместе со своими коллегами он решил построить защиту не только на алиби Клыха и Карпюка, один из которых зимой 1994-95 года был студентом и сдавал сессию в одном из университетов Киева, а другой ухаживал за своей больной матерью. Не меньшее внимание адвокаты уделили личности Малофеева, на признании которого было построено все обвинение.
В буквальном смысле фундаментальный свидетель ранее был неоднократно судим в Крыму, а устав совершать преступления на полуострове, перебрался в Новосибирск к своей маме. В 2009 году Малофеев вместе с напарником Валентином Алексютиным забрался в квартиру к знакомой, чтобы ее обворовать. Пока искали деньги, перерезали горло хозяйке и ее дочке. За это Малофеева осудили на 23 года колонии строго режима, а подельника на 20 лет.. В том же 2009 году у Малофеева был найден ВИЧ в четвертой стадии, гепатит С и туберкулез.
В 2013 году умирающий уголовник дал вышеописанные ключевые показания по делу, по которому, впрочем, тоже был осужден на 24,5 года. Но в его случае можно получить хоть два пожизненных — из тюрьмы он не успеет выйти даже из-за своих предыдущих злодеяний.
Адвокаты Карпюка и Клыха решили проверить, мог ли Малофеев оговорить их подзащитных. На суде были зачитаны показания его отчима, который заявил, что его сын никогда не был в Чечне и все время войны находился в украинских тюрьмах. Несмотря на это, сам Малофеев заявлял, что воевал в Чечне в январе и феврале 1997 года, когда «по всей республике шли бои». Как известно, Первая чеченская война была закончена после подписания Хасавюртовских соглашений в августе 1996 года.
Не дожидаясь окончательного приговора, Новиков уже заявил, что будет подавать апелляцию в Верховный суд России. По его словам, защита собирается упирать на истечение срока давности многих статей, по которым обвиняются Карпюк и Клых. Так же адвокаты надеются, что украинцев получится вернуть на родину в соответствии с той же Конвенцией о передаче заключенных, по которой домой собирается Савченко.