7 законопроектов Владимир Путин внёс в Госдуму после того, как подписал указ о создании войск национальной гвардии и новой силовой структуры – Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардии). Руководство службой осуществляет президент, а оперативное руководство – директор службы, он же – главнокомандующий войсками национальной гвардии. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх напомнил депутатам: этому ведомству передаются внутренние войска, СОБР и ОМОН, которые ранее находились в ведении МВД. Росгвардия, а не МВД, будет теперь заниматься контролем за оборотом оружия и за деятельностью ЧОПов, ей передается и ФГУП «Охрана».
Задачи Росгвардии определены так: участие совместно с полицией в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима ЧП, участие совместно со спецслужбами в борьбе с терроризмом, экстремизмом, территориальной обороне РФ и её границ, охрана важных государственных объектов и спецгрузов. «Гвардейцы» могут привлекаться «к выполнению других задач по решению президента и в соответствии с федеральными законами», заметил г-н Минх.
Ирина Яровая («ЕР») заверила, что члены профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции «полностью одобряют и поддерживают предложения президента», и к законопроектам у них «нет замечаний».
Сергей Иванов (ЛДПР) напомнил, что звание гвардейца давалось в армии за особые заслуги, причем «в советской практике во внутренние войска не всегда призывались самые качественные призывники», и спросил: «Не посеем ли мы рознь между гвардейцами армейскими и Внутренними войсками?». Г-н Минх уверен, что розни не будет, потому что «и войска нацгвардии, и Вооруженные силы страны – все военнослужащие», а Внутренним войскам уже дано право формулировать свои требования к подбору кадров при призыве, и «по сравнению с советским временем произошли уже некоторые изменения».
Николай Рябов (КПРФ) признался, что не может понять, зачем создается новая структура: «Или пограничники плохо оберегают границу? Или МВД не справляется со своими обязанностями?».
Ответ ему дал в своём выступлении лидер ЛДПР: «Против бунтовщиков, против революционеров всех мастей, против экстремистов!» Из слов Владимира Жириновского следовало, что первыми нацгвардейцами были опричники Ивана Грозного, а с начала 19 века те же функции, которые сейчас будет исполнять Нацгвардия, исполняли жандармы. Царская охранка не предотвратила революции 1917 года по причине малочисленности, считает он.
Вячеслав Тетёкин признался, что у фракции КПРФ «есть ощущение непродуманности вопроса»: МВД лишается боевых подразделений, а Росгвардия не получает оперативных полномочий. «На том же Хованском кладбище была оперативная информация о готовящихся разборках, но пока ведомства согласовывали, кому и что делать, получили 3 трупа и 30 раненых. Ведомственные барьеры явно будут препятствовать оперативной работе по раскрытию и предотвращению преступлений»,- сказал он.
«Мы не малые дети, и понимаем, что речь идёт о сосредоточении всех силовых систем страны в одних руках, но история показывает, что избыточная концентрация власти никогда до добра не доводила»,- продолжил г-н Тетекин. В КПРФ полагают, что создание Нацгвардии связно с ухудшением социально-экономической обстановки в стране и «с необходимостью предотвращения эксцессов в ходе приближающихся выборов». Но, сказал г-н Тетёкин, участники уличных акций КПРФ в регионах сталкиваются с насилием по отношению к себе, а полиция проявляется «подозрительное спокойствие». «Не уподобится ли Нацгвардия ниппелю, который пропускает воздух только в одну сторону?» – спросил он.
Сомнения помешали фракции КПРФ нажать кнопку «за». Пакет был принят голосами «ЕР», ЛДПР и «СР».