Так, например, основываясь на данных, размещенных на сайте госзакупок, можно сделать вывод, что корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ), которая занимается разработкой стратегических баллистических ракет «Ярс» и «Булава» планирует приобрести лицензии на работы с системой автоматизированного проектирования NX и системой управления инженерными данными TeamCenter. Максимальная цена госзаказа – 24,5 млн рублей. Причем оба этих программных продукта разработаны американской компанией UGS, которая в 2007 году была куплена концерном Siemens, но продолжает при этом оставаться на территории США.
Как пояснил “МК» источник в одной из российских IT-компаний, на данное ПО американской разработки действуют серьезные ограничения для предприятий ОПК РФ. «То есть в соответствии с Административными правилами Министерства торговли США в любой момент могут ограничить использование данного ПО, согласно лицензионному соглашению разработчика, если сочтут, что данное ПО может использоваться, например «…для разработки, создания, производства… или обслуживания ракет …или подсистем ракет». Тем более, что такие примеры на предприятиях ОПК в этом году уже были. В рамках уже оплаченной на три года техподдержки ПО разработчик из США запретил поставку обновления ПО одному из крупных предприятий».
Но МИТ не единственная российская оборонная структура, которая пользуется услугами аналогичных западных компаний. Так, покупателем западного инженерного ПО среди предприятий ОПК стало ЦМКБ «Алмаз» – единственный в России проектант скоростных катеров, боевых надводных малых и средних кораблей. Почти за 40 млн. рублей предприятием для задач судостроения в Великобритании была куплена система автоматизированного проектирования. Причем на адаптацию этого программного продукта под условия и стандарты предприятия в 2015 году уже в России было потрачено еще порядка 110 млн. рублей.
Уже во втором квартале 2016 года ряд авиастроительных фирм, работающих на оборонку, потратили сотни миллионов рублей на западное ПО. В частности авиакомплекс «Ильюшин» потратил на эти цели около 280 млн руб. АХК «Сухой», который, напомню, все еще работает над созданием российского самолета 5-го поколения, заплатил компании Siemens порядка 106 млн. рублей за возможность пользоваться их программным продуктом в течение двух лет.
В ряду таких же покупателей замечены так же Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева (около 100 млн рублей в первом полугодии 2016 года) и Воронежское акционерное самолетостроительное общество (16 млн. рублей).
– И все это происходит в тот момент, – пояснил «МК» один из представителей российской IT-компании, – когда аналогичное ПО, причем ни сколько не уступающее по качеству западному, есть и у нас в России. Учитывая политическую ситуацию и, в частности наши отношения с США, покупка западного ПО несет серьезные риски в использовании его для разработки стратегических образцов вооружений в интересах Минобороны.
Более подробный комментарий по этому поводу, дал на днях, выступая на форуме разработчиков и пользователей средств автоматизированного проектирования, руководитель дивизиона крупной группы компаний Иван Трохалин:
– Мы получили от одного из наших партнеров, крупной компании, подтверждение случаев, когда программное обеспечение западной разработки, установленное на оборудовании, подключенном к открытым сетям, отправляло сведения о своей легальности на серверы компании-разработчика, расположенные за рубежом. …Потенциально это означает, что такое программное обеспечение способно отправлять не только сведения о лицензионности, но и информацию, хранящуюся в базе данных под его управлением. …Ясно, что в этом случае возникает вопрос доверия к такому программному обеспечению. Защита от подобных инцидентов не может рассматриваться только в части программного продукта. Любая информационная безопасность и защита от «утечек» — это большой комплекс организационно-технических мероприятий.
Однако никакие предостережения специалистов-компьютерщиков, похоже, не способны остановить IT-дружбу российских оборонщиков и западных производителей ПО. Ежегодно крупнейшие холдинги, в том числе оборонные, тратят только на поддержание работоспособности (техническую поддержку) зарубежного инженерного ПО более 800 млн рублей.