Местное население, многие поколения которого воспитаны на глубоком почитании героев Полтавской битвы 1709 года, встретило идею увековечения Мазепы, в лучшем случае, настороженно.
Ночью 4 мая неизвестные предприняли попытку подорвать будущий памятник. Полиция областного центра узнала о повреждении только ближе к вечеру.
По словам руководителя отдела коммуникаций Главного управления Национальной полиции Украины в Полтавской области Юрия Сулаева, злоумышленники использовали для «диверсии» боевую взрывчатку.
Территорию вокруг памятника старательно обследовали. Вдруг неизвестным пришло на ум заложить еще парочку «сюрпризов»! После чего служивые получили приказ: не спускать глаз с памятника круглосуточно! Вокруг произведения искусства заодно установили несколько камер наблюдения. По факту «идеологической диверсии» открыли уголовное производство по ч. 2 ст. 194 УК Украины («умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное путем взрыва») и ч. 1 ст. 263 УК («Ношение, хранение, приобретение, изготовление, ремонт, передача или сбыт боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без разрешения»).
Граждан, располагающих информацией о подрывниках, попросили за вознаграждение оной поделиться. Желающие не нашлись, тем не менее открытие памятника решили не переносить.
С утра в город стали завозить массовку: бюджетников и школьников из районов области. Судя по трафаретам на транспортных средствах, выстроившихся у театра на улице Гоголя, большинство автобусов были сняты с регулярных рейсов. Самими же участникам «исторического события» за незапланированную поездку в Полтаву никакой компенсации не выплатили.
Петр Порошенко появился на Соборной площади с небольшим опозданием, примерно в 14.20. Какая-то немолодая леди из толпы что было силы выкрикнула: «Позор! Прекращай войну!».
Дождь тем временем усилился. После прослушивания государственного гимна инициативу взял на себя высокий гость из Киева. Порошенко не преминул вспомнить о попытке уничтожить памятник еще до его открытия. Президент похвалил работу архитектора Виктора Шевченко и скульптора Николая Билыка: мол, «национальный украинский герой» получился гораздо симпатичней, чем на 10-гривенных купюрах.
Для непосвященных поясню: на дензнаки нанесли изображение… другого человека, лишь внешне напоминающего злейшего врага Петра Великого. Однако «с высочайшего позволения» тогдашнего президента Леонида Кучмы портрет решили не менять…
Как и положено в условиях «антитеррористической операции на Донбассе», Петр Алексеевич дважды упомянул о «пятой колонне» и посетовал на «внешнюю агрессию».
Из присутствовавших при событии церковных иерархов слово предоставили Филарету, главе Украинской православной церкви Киевского Патриархата. Патриарх констатировал: полтавский памятник гетману – первый в Украине. После чего назвал одного из высших руководителей Российской Федерации «агрессором».
В УПЦ Московского Патриархата желающих участвовать в открытии памятника некогда преданного анафеме «клятвопреступника» не нашлось.
Честь открытия уникального скульптурного изображения предоставили Филарету и Порошенко. Последний, проводя параллели с Петром I, подчеркнул коренное отличие в мировоззрении вконец рассорившихся военачальников: когда российский царь только-только рубил для Империи окно в Европу – Украина уже ходила в Европу через дверь.
Мазепа, по словам Петра Порошенко, – «настоящий символ украинского сопротивления России, знамя нашего движения к независимости». Соотечественникам глава государства пожелал неутомимо возводить свой пантеон героев. Их у украинцев, по-Порошенко, очень много. Конкретики при этом президент не предложил.
После убытия президентского кортежа к памятнику выстроилась изрядных размеров очередь желающих сфотографироваться. Возможно, полтавчане догадываются: без круглосуточной полицейской «опеки» (подобной организованной в Одессе возле памятника Екатерине Второй) новому-старому символу Украины уготована недлинная жизнь…