фото: Наталия Губернаторова
В Ереване Медведева встречали военным оркестром. И сразу из аэропорта отвезли к мемориалу памяти жертв геноцида армян, где премьер и члены российского правительства были встречены звуками Государственного гимна России и возложили венки. В ходе беседы с премьер-министром Армении Овиком Абрааяном была поднята тема снижения взаимного товарооборота. Россия — крупнейший торговый партнер Армении, и падение торговли на 11% болезненно для республики. Сократились и инвестиции, хотя российский вклад в инвестиционный портфель Армении по-прежнему очень велик — 40%.
У сокращения темпов экономического объема есть объективные причины: рецессия в России, дефицит свободных средств. Председатели правительства договорились, что нужно учиться работать в новых условиях. Товарооборот может вновь пойти вверх, если Армения будет активно вести прямые контакты с регионами России. Сейчас соглашения на этот счет есть с 70 субъектами Федерации, еще 12 — это действующий резерв.
А вот частных мини-инвесторов меньше не стало. На долю России приходится 86% всех поступающих в Армению финансовых средств от физических лиц.
Карабахский конфликт стал темой для обсуждения в ходе встречи Дмитрия Медведева с президентом Армении Сержем Саргсяном. В большинстве постсоветских конфликтных зон Россия выступает посредником для снятия напряженности. Но и у Армении в этом году есть особые возможности: она с 1 января председательствует в Организации договора о коллективной безопасности.
Общаясь с прессой, Дмитрий Медведев сказал, что главной темой переговоров все-таки являются торгово-экономические отношения. С Арменией достигнуты новые договоренности об условиях бесперебойных поставок газа, о продлении срока эксплуатации Армянской АЭС, о совместной космической программе. Обсудили возможность использовать внутренний российский паспорт для поездок в Армению, возможности развития туризма, культурного и образовательного обмена. «Но, естественно, мы не могли обойти проблему Нагорного Карабаха, который вызывает крайней серьезное беспокойство, — сказал российский премьер. — Мы надеемся на соблюдение режима прекращения огня и на возобновление политического процесса. Решать сложившуюся проблему должны дипломаты, а не военные. Альтернативы решениям Совета безопасности ООН не существует».
Мы задали экспертам три вопроса:
1. Как вы считаете, будет ли успешной миссия премьер-министра РФ Дмитрия Медведева?
2. Почему сегодня улаживанием конфликта занимается премьер, а не Президент РФ? Ведь человек, который сумеет урегулировать конфликт в Карабахе, наверное, получил бы признание во всем мире, мог бы претендовать даже на Нобелевскую премию…
3. Почему Лавров проводит переговоры не только с азербайджанской стороной, но и с министром иностранных дел Ирана? Как это отразится на наших отношениях с Ираном?
Владимир КАЗИМИРОВ, чрезвычайный и полномочный посол в отставке, в 1992–1996 годах — руководитель посреднической миссии России, полномочный представитель Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России:
1. У меня нет особых сомнений в этом отношении. У России взаимопонимание с армянской стороной карабахского конфликта довольно высокое. И не только потому, что Армения и Россия являются партнерами по ОДКБ, но и само интерпретирование событий в рамках карабахского конфликта часто бывает довольно близким.
2. Это элементарно. Каждый высокий руководитель имеет свою программу действий. Одни мероприятия поддаются переносу, другие — нет. Не может один человек хвататься за каждый из конфликтов — их слишком много. И этот конфликт с ходу не будет урегулирован. Это требует очень настойчивой работы, которая займет немало времени. Хорошо бы еще при жизни нынешних поколений добиться урегулирования этого конфликта. Ведь он имеет давние корни. 1905-й, 1918-й, 1920 годы — уже тогда были столкновения между армянами и азербайджанцами. Карабахский вопрос поднимался и при Сталине. 22 года прошло с тех пор, как мне довелось организовывать подписание соглашения о прекращении огня. Целое поколение выросло. А с точки зрения урегулирования конфликта больших достижений нет.
3. Поездка Лаврова в Баку и переговоры с участием министра иностранных дел Ирана намечались заблаговременно, еще до обострения в Карабахе. Темой для переговоров должен был стать транспортный коридор «Север–Юг»: Россия, Азербайджан, Иран. Здесь планируется сделать железную дорогу из России через Азербайджан, Иран к побережью Персидского залива. Конечно, в нынешней ситуации на этих переговорах неизбежно должна присутствовать и карабахская тематика.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ:
1. Я думаю, поездка Медведева будет в рамках того наметившегося успеха, который уже имеется. Именно Россия смогла восстановить перемирие между враждующими сторонами. Я думаю, Медведев будет заниматься закреплением этого процесса.
2. Потому что у президента есть другие дела. Ведь саммит ЕврАзЭс, который должен был состояться в Ереване, перенесен в Москву. А Медведев является ближайшим соратником Путина. Почему он не может заниматься урегулированием конфликта в Карабахе по его поручению? Кроме того, начал процесс примирения, опять-таки по поручению президента, начальник Генерального штаба РФ, когда принял в Москве начальников генеральных штабов Армении и Азербайджана, и они подписали обязательства о перемирии. При этом президент неоднократно имел телефонные разговоры с главами Армении и Азербайджана. Поэтому я здесь не вижу какой-либо подмены его функций.
3. Эти переговоры были запланированы заранее, еще до всех этих обострений. С совершенно другой повесткой. Планировались переговоры по проблемам Каспийского моря, по вопросам транспортировки нефти. Эти вопросы и обсуждались. Конечно, проблема Карабаха также была затронута.
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23