Напомним, что стать муниципальными депутатами в Барвихе пытались сотрудники Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Свое желание они объясняли тем, что многие их расследования связаны с имуществом высокопоставленных чиновников, которое расположено, в частности, на землях сельского поселения.
Однако местный избирком объявил досрочное голосование сроком в неделю, куда стали приходить прописавшиеся в Барвихе лишь несколько дней назад граждане. Это сотрудники Навального посчитали механизмом фальсификации выборов, после чего пожаловались новой главе ЦИКа Элле Памфиловой. В итоге ЦИК отменил выборы в Барвихе и перенес их на сентябрь.
Впоследствии Памфилова сообщила, что МВД признало законными «резиновые квартиры», в которых регистрировались новоявленные барвихинские избиратели. Глава ЦИКа заявила, что пока не знает, что с этим делать, чем вызвала резкую критику со стороны сотрудников Навального. В частности, юрист ФБК Иван Жданов писал, что «теперь понятно, что можно ожидать от Эллы Панфиловой на будущих выборах. Будут жалобы, ЦИК будет их отправлять в МВД, МВД будет сообщать, что все соответствует закону, а ЦИК будет думать».
Позднее Генпрокуратура констатировала незаконность ситуации с «резиновыми квартирами», хотя и проигнорировала уничтожение всех избирательных документов, которые в Барвихе должны были бы храниться в течение года.
Тем не менее, сегодня ситуация получила новое развитие. Памфилова назвала полученный ранее ответ МВД «беззубым» и поблагодарила Генпрокуратуру за отмену незаконного отказа возбуждать дело. В итоге прокуроры внесли представление ФМС, и 5 мая дело все же было возбуждено.
Глава ЦИКа констатировала, что речь в Барвихе шла не просто о «резиновой квартире», а о гостинице на настоящий момент уже бывшего кандидата, который регистрировал там новых избирателей (об этом ранее писал и Навальный).
Памфилова также подтвердила уничтожение всей выборной документации местным избиркомом: факт выяснился в рамках выездной проверки ЦИКа. Член ЦИКа Александр Кинев назвал это «признаком умышленного заметания следов», а его коллега Борис Эбзеев отметил, что на его памяти это первый случай, когда в ЦИКе обсуждаются нарушения законодательства в таких масштабах.
Председатель Мособлизибркома Ирек Вильданов попытался оправдаться, заявив, что его «компетенции не хватило для пресечения правонарушений», однако услышал от Памфиловой, что «за мягкими формулировками нашего постановления кроется жесткий подтекст»: в результирующей части решения ЦИКа заявлено, что он вскоре может обратиться в суд с требованием расформировать барвихинский избирком.
Результирующая часть решения ЦИКа по ситуации по отмеченным выборам в Барвихе 24 апреля 2016 года pic.twitter.com/qDORzEU4JU