«Ответ на него дала Государственная Дума», – заявила Москалькова, напомнив, что за ее назначение на должность омбудсмена проголосовало 323 депутата.
Новый Уполномоченный ответила и на критику ее предыдущих высказываний. Напомним, что после акции группы Pussy Riot в Храме Христа спасителя Татьяна Москалькова предлагала ввести уголовную статью «За покушение на нравственность, … нравственные устои общества».
«Здесь стакан наполовину пустой, наполовину полный, – сказала Москалькова в свою защиту. – Мы видим права человека, который хочет большей свободы. Но хотелось бы видеть и права других людей, которым неприятно нарушение правил общественного порядка». В этом контексте она упомянула, что отсутствие в законе мер наказания за конкретные нарушения общественного порядка порождает безнаказанность и в связи с этим – массовые обращения граждан. «Люди выпивают на детских площадках, раздеваются донага, жители вызывают полицию, а она не может принять никаких мер», – привела она пример. Также, по ее словам, невозможно применить наказание и к разбушевавшемуся мужу, который применяет в семье не физическое, а моральное насилие.
Москалькова отметила, что ее предложение о применении огнестрельного оружия нельзя рассматривать в отрыве от контекста. «До принятия закона «О полиции» было положение, что, когда преследуешь преступника, ты должен сказать: «Стой, стрелять буду», предупредить, что наступит ответственность, – пояснила она. – Но бывают такие острые ситуации, в которых это невозможно сделать, ибо на кону жизнь другого человека».
Уполномоченный по правам человека отметила: ей хотелось бы, чтобы помимо этих ее высказываний, люди вспоминали и другую часть ее биографии. Примеры, которые она привела в основном были из конца 80-х — начала 90-х годов. В частности, Москалькова сказала, что в своей кандидатской диссертации, еще за пять лет до принятия Конституции РФ, она предложила ввести норму, что никто не вправе свидетельствовать против самого себя и своего родственника. «Сегодня это 51 статья», – отметила она. Впрочем, один из авторов нынешней Конституции, член партии «Яблоко» Виктор Шейнис рассказал нам, что не припомнит случаев, когда бы во время работы над Конституцией заходил разговор о предложениях Москальковой. «Подобного рода предложения носились в воздухе, таково было тогда настроение в обществе», – сказал он.
Москалькова упомянула, и что она была руководителем рабочей группы по подготовке закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых (№103 — ФЗ от 15.07.1995). «Закон впервые разрешил в СИЗО и холодильники, и телевизоры, и подписываться на литературу, – сказала она. – Сегодня в этой области сделаны существенные шаги вперед6 на пути защиты интересов личности».
«Мы вместе занимались этой проблемой, – подтвердил нам эту деталь правозащитник Валерий Борщев, который тогда был депутатом Государственной Думы. – Она и сейчас периодически встречается с нами, проявляет интерес, с пониманием и с поддержкой относится к проблемам».
Давать какие-либо оценки деятельности Москальковой пока рано. Валерий Борщев высказал надежду, что Москалькова не потеряет связи с правозащитным сообществом. А Виктор Шейнис отметил: «Критерий для оценки государственного деятеля — это, скорее, его последние действия и выступления. Могу ей пожелать, чтобы она скорее начала действовать в духе своих ранних прогрессивных предложений».