Уже в минском аэропорту Путина поджидал белорусский премьер Андрей Кобяков – он должен был подготовить российского президента к разговору на неприятную для обеих сторон газовую тему. Как известно, Белоруссия с начала этого года отказывается в полном объеме оплачивать счета «Газпрома».
В марте монополия подала первый иск на сумму $125 млн, а сейчас задолженность за уже поставленное белорусам топливо достигла $200 млн. Ситуацию безуспешно пытались “разрулить” министры энергетики двух стран. Потом к дебатам подключились вице-премьеры Семашко (Беларусь) и Дворкович (РФ). Но тоже безрезультатно. Буквально на днях глава Минэнерго Александр Новак заявил, что скидки для Минска не будет.
“Газовщики” напоминают, что в 2011 году ценовая формула была скорректирована по настоянию самого Лукашенко. Тогда батька хотел, чтобы стоимость газа, поставляемого Белоруссии, была эквивалентна российской плюс расходы на транспортировку и хранение. В нынешних ценах это получается $132 за тысячу кубов – в Минске считают такие расчеты невыгодными и настаивают на пересмотре соглашения.
“Теперь они хотят платить, как немцы, минус стоимость транспортировки по польскому и белорусскому участкам газопровода “Ямал-Европа” и экспортная пошлина. Всего – $73 за тысячу кубов. Это противоречит здравому смыслу и интересам России”, – настаивают специалисты.
Что касается здравого смысла, то он, по правде говоря, никогда не превалировал в российско-белорусских отношениях. Да и российскими интересами Кремлю неоднократно приходилось жертвовать в обмен на лояльность Лукашенко. Но вертеть газовым вентилем – это уж слишком, считают в Москве. Мало того, что экономическая ситуация в России сейчас не способствует тому, чтобы разбрасываться миллионами долларов, так еще и другие партнеры по Евразийскому союзу, глядя на Белоруссию, могут потребовать аналогичных уступок.
Лукашенко явно не хотел, чтобы щекотливые переговоры стали достоянием общественности. “Программа у нас сегодня большая, – предупредил он собравшихся во Дворце независимости министров, – Вопросы нужно обсудить честно и откровенно, но не вдаваясь в полемику и долгие дискуссии”.
Главной целью нынешнего визита Путина он назвал участие в очередном межрегиональном форуме, который посвящен социально-гуманитарной сфере. “Обсуждая проблемы на высшем уровне, мы должны показать региональной вертикали пример эффективного и результативного сотрудничества”, – напутствовал переговорщиков батька.
Во избежание недоразумений пресс-служба белорусского лидера не стала устраивать видеотрансляцию встречи, предложив журналистам различать спикеров по голосу, доносящемуся из динамиков. Но излишняя предосторожность вышла боком: звук вовремя отключить забыли, и собравшиеся в пресс-центре представители СМИ услышали не предназначавшееся для их ушей выступление белорусского премьера Андрея Кобякова.
Он был более категоричен в оценке потерь взаимного товарооборота. В долларовом эквиваленте снижение с 2014 года достигло 40%, что, в свою очередь, привело к сокращению белорусского бюджета.
“Наш экспорт в натуральном выражении восстанавливается, но в ценовом не восстанавливается, – посетовал Кобяков, – Поэтому проблема, которую мы хотели бы сегодня обсудить – это изменение подхода к определению цены на газ, поставляемый российским “Газпромом”.
Премьер добавил, что у данного вопроса есть “экономические и юридические аспекты”, но в чем они заключаются, журналистам узнать уже не удалось. Пресс-служба, наконец, опомнилась и отключила динамик.
На межрегиональном форуме Путин и Лукашенко появились спустя два часа, но разговоров о газе подчеркнуто избегали. (Кобяков позже сообщил, что устраивающее обе стороны решение пока не найдено, переговоры будут продолжены)
Российский президент, выйдя на трибуну, призывал белорусские регионы увеличить поставки собственной сельхозпродукции в Россию: “Мы хотим у себя иметь яблоки, мясо и молоко белорусского происхождения, а не те, что идут транзитом!”
Батька признался: чтобы прекратить “серый” экспорт россияне согласны даже профинансировать закладку в Белоруссии новых садов. “Пусть ваши аграрии выращивают яблоки, бананы, неважно… И продают их в Россию”, – процитировал он Путина.
По словам белорусского лидера, в мире всегда найдутся люди, которым всестороннее сотрудничество братских народов не по душе. Но “поддаваться на эти потуги вбить клин между Россией и Белоруссией ни в коем случае нельзя”. Он посетовал, что россияне, к сожалению, имеют мало представления о том, что происходит в союзной республике и предложил руководителям российских регионов организовать у себя трансляцию программ белорусского телевидения. “Я хочу, чтобы вы знали, чем живут ваши младшие, но все-таки братья!” – аргументировал он.