Дороги — традиционная беда России. Так, например, именно с них началась «Прямая линия» президента, которая прошлая 14 апреля. Жительница Омска Екатерина попыталась обратить внимание главы государства на ужасающее состояние дорог в городе через видеозапись.
Впрочем, подобные рассказы можно встретить в любом российском регионе. И как признается Дмитрий Медведев, «ситуация меняется не теми темпами, как всем бы хотелось, жалоб и претензий водителей огромное количество».
По словам премьера, во время своих поездок по регионам он старается по мере возможности следить за состоянием дорог, лично находясь за рулем.
По всей видимости прокатиться с ветерком по ухабистым российским дорогам премьеру не удалось. «Наша задача остается прежней: конечно, мы должны иметь нормальную дорожную сеть, надо привести в порядок федеральные дороги», — сказал он в ходе селекторного совещания по вопросу улучшения состояния региональных и муниципальных дорог.
При этом премьер добавил, что сейчас 63,3% федеральных дорог оцениваются как соответствующие нормативных требованиям. И предложил натравливать прокуратуру на нерадивых дорожников.
Однако не спешат такие данные считать положительными. «Сегодня Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное качеству дорог в регионах. Пока что мы действуем здесь скорее реактивно, а не продуктивно: пожаловались Путину на дороги во время прямой линии – залатали участок, слетал Медведев в Челябинскую область – решили повысить перечисления в дорожный фонд Челябинской области. Хочется верить, что начнется планомерная системная работа. Россия большая, и пожаловаться президенту на каждый километр разбитых дорог, свозить премьера в каждую деревню по бездорожью невозможно», — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
«Мы слышим, что после работ в 2015 году, когда было отремонтировано 9 300 км дорог, у нас 63,3% дорог соответствуют нормативным требованиям. В 2016 году этот показатель должен улучшиться еще на 8%. Но на самом деле речь здесь идёт только о дорогах федерального уровня, чье финансирование ведется из федерального дорожного фонда. И здесь как раз названый показатель – то, что более трети участков федеральных трасс не соответствует нормам, – это не то что бы не повод для радости, а практически катастрофа. Плохие дороги становятся серьезным препятствием и для транспортных компаний, и для населения: они увеличивают сроки доставки товаров, повышают износ автомобилей. С дорогами регионального и местного значения и вовсе беда: соответствуют нормам только 38,8% региональных дорог и 31,6% местных дорог, причем 43,6% местных дорог вовсе не имеют твердого покрытия и в межсезонье становятся непреодолимым препятствием. И не надо сразу же во всем винить местные власти – проблема глубже. Большая часть акцизов и налогов идёт в федеральный бюджет, регионы получают только то, что им выделят – объедки с общего стола. У них банально нет денег на ремонт дорог, особенно на уровне муниципалитетов. Вот решили часть акцизов передать в дорожный фонд Челябинской области – отлично. Но это надо делать на законодательном уровне и по всей России, органам местного самоуправления необходимы средства для эффективной самостоятельной работы. Из центра физически невозможно уследить за каждой дорогой. При всём желании», — считает Исаев.