На итоговую коллегию в Минфин Дмитрий Медведев пришел на следующий день после отчета в Госдуме и был полон впечатлений от общения с депутатами. “Опять вспоминали триллион, направленный в 2014 году на докапитализацию банков, – посетовал он, – Была полемика. Хотя все здравомыслящие люди, как говорили в советские времена, люди доброй воли понимают, что без этого финансирования не удалось бы стабилизировать ситуацию, остались бы одни обломки”.
Как в нижней палате отреагировали на нынешнее предложение Минфина направить часть замороженных пенсионных накоплений на спасение ВЭБа, глава правительства не сообщил, но у него самого политика ведомства вызывает полное одобрение.
По словам премьера, в трудный момент министерство проявило себя эффективным и высокопрофессиональным коллективом, действия которого позволили оперативно стабилизировать ситуацию. И даже новое падение цен на нефть в конце прошлого года не привело к катастрофическим последствиям.
“Один мой коллега сказал, что наша экономика будет “порвана в клочья”, – процитировал Медведев Барака Обаму, – Но мы с вами предметно занимаемся экономикой и понимаем, что никаких клочьев нет”.
Ключевой задачей Минфина в текущем году премьер назвал сохранение дефицита бюджета в объеме не выше 3% ВВП (для этого расходы придется скорректировать, но не сейчас, а осенью) и возвращение к трехлетнему планированию, от которого в шоковом состоянии пришлось отказаться прошлой осенью.
“Сокращение поступлений иностранной валюты (из-за падения цен на нефть – «МК») достигло 13% ВВП, такого шока мы не испытывали за последние десятилетия”, – признался Антон Силуанов. Новый бюджет – чтобы ни происходило на энергетическом рынке – по его словам, будет формироваться, исходя из стоимости нефти $40-50 за баррель.
Эта же цена должна быть положена в основу нового бюджетного правила, предусматривающего изъятие финансовых излишков у нефтяных и газовых компаний для пополнения резервных фондов. Гипотетически возможное повышение цен на нефть до $70 за баррель в нынешних условиях министр финансов считает даже вредным.
“Без бюджетной консолидации мы столкнемся с серьезным укреплением реального курса рубля и соответствующими последствиями для экономики. При этом справиться с усилением курса инструментами одного ЦБ невозможно. Таким образом экономика будет скатываться в сторону докризисного состояния, когда сырьевые отрасли будут доминировать”, – пояснил свою позицию Силуанов. По его мнению, сокращение расходов должно составлять не меньше 1% ВВП в год.
Новый трехлетний бюджет по-прежнему будет формироваться по программному принципу. Однако сама система планирования, нуждается в перезагрузке.
Силуанов предложил ввести показатели эффективности ( KPI) для министерств и ведомств, а сами госпрограммы ежегодно пропускать через внешний аудит с обязательным рассмотрением его результатов на заседании правительства.
Кроме того, Минфин как никогда близок к реализации своих давнишних планов по отмене избыточных налоговых льгот. (Впервые речь об этом зашла в 2013 году, тогда ведомство оценило потери бюджета от различных преференций в 1,8 трлн руб).
“Наша позиция заключается в постепенном сокращении использования механизма льгот и их замене адресными субсидиями”, – заявил Силуанов. Он напомнил, что последнее время государство щедрой рукой раздавало льготы через различные механизмы, например, особые экономические зоны. Однако к ожидаемым результатам это не привело: компании перерегистрировались в ОЭЗ, но никакого нового бизнеса там не создали. “Мы так не договаривались!” – возмутился Силуанов. По его словам, в ближайшее время Минфин завершит оценку влияния льгот на экономический рост и внесет предложения по отмене наименее эффективных.