Напомним, что для выдвижения в Госдуму РФ политик должен либо заручиться поддержкой одной из партий, имеющих право выдвигать кандидатов без спора подписей, либо, соответственно, собирать подписи, что само по себе является крайне сложной задачей. Оппозиционные кандидаты рассматривают сейчас сотрудничество с двумя партиями — ПАРНАСом или «Яблоком», однако обе они отказали Соболь в сотрудничестве на ее условиях.
В интервью нашему изданию Соболь сообщила, что не считает сбор подписей в ЦАО реалистичной процедурой: «Подписи собрать невозможно, потому что их нужно собрать 3% от избирателей округа, а 3% в таком округе не собирал еще никто в России (всего избирателей в ЦАО около 420 тысяч человек — ред.). А во-вторых, их невозможно будет зарегистрировать, потому что кандидата от Навального, конечно, не зарегистрируют по подписям, поэтому убивать кучу ресурсов, сил, средств, людей и огромное количество денег сторонников, чтобы повысить свою узнаваемость всего лишь на 3%, я не собираюсь. Невозможность сбора подписей мне понятна как человеку, который собирал подписи в 2014 году на кампании в Мосгордуму, как человеку, который видел, как собирались в прошлом году подписи на региональных кампаниях «Демократической коалиции». В этих условиях идти нет никакого смысла, лучше все ресурсы потратить на борьбу и политическое влияние через иные вещи, а не через выборы. В том числе я остаюсь юристом Фонда борьбы с коррупцией».
Напомним, что в прошлом году Демократическая коалиция не смогла зарегистрировать подписи нигде, кроме как в Костромской области, причем подписи признавались недостоверными, в частности, из-за несоответствия паспортов граждан базе ФМС. Расхожим примером стало имя избирательницы из такой базы — «Дарья Тимурович», хотя в паспорте отчество и было написано правильно — «Тимуровна».
Соболь пока не готова сказать, кого именно из оставшихся оппозиционных кандидатов готова поддерживать в ЦАО, так как окончательных списков еще нет, они появятся лишь в конце июля. «Тогда я посмотрю, кто больше всех претендует на победу, и того кандидата обязательно поддержу. Может быть, это будет Маша Баронова (от «Открытых выборов» Михаила Ходорковского — ред.), может быть, это будет Андрей Борисович Зубов (от ПАРНАСа — ред.), может быть, это будет человек, который пойдет от какой-то другой партии — «Справедливой России», «Партии Роста», другой силы. Если этот кандидат будет работать на оппозицию, придерживаться демократических принципов и обладать большими шансами на победу, то, естественно, я его поддержу».
Говоря о причинах отсутствия договоренности с Яблоком, Соболь сказала, что не знает настоящего мотива, однако все партийцы, как рядовые члены, так и руководство, говорили о о следующем: «Григорий Алексеевич Явлинский имеет хорошие личные отношения с Андреем Борисовичем Зубовым, который идет от ПАРНАСа по этому избирательному округу. Поэтому он не будет выставлять вашу кандидатуру, Любовь, чтобы не оттягивать голоса от кандидата Зубова».
Впрочем, добавила Соболь, ей называли и другую версию: члены «Яблока» также говорили ей, что по ЦАО все же может быть выставлен кандидат, но он в таком случае должен будет работать на федеральную узнаваемость «Яблока». При этом информацию Екатерины Винокуровой из Znak.com о том, что «Яблоко» будет поддерживать именно Зубова, Соболь, основываясь на своих разговорах с партийцами, назвала неверной.
Политик добавила, что от «Яблока» переговоры с ней вел в том числе и Лев Шлосберг, выбранный партией на эту роль, однако «усилий Льва Марковича не хватило».
Соболь напомнила о том, что ранее ее кандидатуру отказался выдвигать и ПАРНАС: «Я вышла из Демократической коалиции, в которой участвовала в личном качестве, потому что ПАРНАС как оставшийся главный участник коалиции (вторым была «Партия Прогресса» Алексея Навального — ред.) нарушил главный коалиционный принцип, отказавшись проводить праймериз по одномандатным округам. Я сказала, что буду выдвигаться, но мой интерес — одномандатная кампания в ЦАО, и если ПАРНАС меня поддерживает или хотя бы говорит, что будут праймериз по одномандатному округу, чтобы я могла выставить свою кандидатуру, поучаствовать и победить, тогда я буду выдвигаться и в федеральную часть списка ПАРНАСа, которая мне одна неинтересна.
Но позже во время переговоров Михаил Касьянов (лидер ПАРНАСа — ред.) сказал мне, что никаких праймериз не будет, мы выставляем другую кандидатуру, а вы, Любовь, давайте двигайтесь от другого округа. Получается, что праймериз не соблюдались даже в одномандатных кампаниях, поэтому на таких условиях я не вижу смысла участвовать в Демократической коалиции: ее практически нет. ПАРНАС в персональном, кулуарном порядке решает, кто от них будет выдвигаться, поэтому я начала вести переговоры с «Яблоком». Сейчас переговоры с ним завершились ничем, и, насколько я понимаю, это решение также было принято субъективно, а не на рациональных основаниях, потому что я, конечно, была сильным кандидатом для «Яблока», но они в силу своих бюрократических интриг приняли решение не в мою пользу».