При этом, что характерно, разработчики документа сознательно ввели в заблуждение буквально всю страну: и Минтранс с Минобрнауки и другими заинтересованными ведомствами, и автошколы, и будущих водителей, и, что любопытно, собственные структуры, «сидящие» на приеме экзаменов. Неожиданно выяснилось, что проект регламента, вывешенный, как того требует закон, на regulation.gov.ru для обсуждения широкой общественностью, кардинальным образом отличается от той версии, что поступила в конце прошлой недели для окончательного утверждения в Минюст (имеется в распоряжении портала «АвтоВзгляд»). И если он все-таки будет завизирован в этом виде, то не только приведет к человеческим жертвам, но и вообще остановит сдачу экзаменов практически во всей стране. И это отнюдь не журналистская страшилка.
Начнем с того, что согласно «секретному» варианту документа экзамены проводятся ГИБДД «по месту обращения заявителя». Да вот беда — на сегодняшний день редкое экзаменационное подразделение Госавтоинспекции располагает необходимыми участками для приема той части практических испытаний, что называется «площадка». Те площади, что есть у службы сейчас, годились для тестирования по старым правилам. Новые же значительно усложнены: и числом упражнений, и требованиям к ним. В регламенте неизвестно откуда появились совершенно новые требования по длине и ширине участков для выполнения тех или иных упражнений. Но соблюсти их не могут сегодня не только сама ГАИ, но и автошколы!
Кстати, о последних. Они, как коммерческие предприятия, со скрипом, страшным опозданием, но рано или поздно привели бы свои автодромы в соответствие с регламентом — денежку-то зарабатывать надо. Но что толку? Да, обучать здесь людей бизнесмены смогут, а дальше-то что? Тот регламент, что профессиональное сообщество обсуждало, позволял гаишниками принимать экзамены на площадках автокурсов, а вот тот, что сейчас регистрирует Минюст, не говорит об этом ни слова! И если учесть, что любой регламент по предоставлению любой государственной услуги априори должен содержать исчерпывающий перечень действий чиновников (в нашем случае — экзаменаторов), то эта «фигура умолчания» означает полное исключение из экзаменационного процесса автошкол. В противном случае не избежать ни коррупции, ни многочисленных спорных ситуаций, в результате которых суды будут завалены исковыми заявлениями. Другими словами, здрасьте, приехали, сдать экзамены будет просто негде. Но хотя чудес и не бывает, предположим, что МВД как-то извернется и в считаные дни обеспечит ГИБДД площадками. И тут начнется страшное…
Так, по минюстовскому варианту документа абсолютно все упражнения на площадке должны выполняться на время. Ну, как в спорте высоких достижений. Но мало того, что совершенно непонятно, зачем, например, ставить высокую планку в семь минут для проверки умения заехать в гараж фуре с прицепом (что, если это упражнение будет безукоризненно выполнено за 14 минут, у кого-то убудет?), так из документа вообще не ясно — как, чем и кто станет отсчитывать заветные для сдающего секунды. То есть «срезать» можно любого. Или — озолотиться…
Другой характерный пример тому — взятые с потолка метры и секунды, в которые должен уложиться мотоциклист на скоростном маневрировании: в них с трудом укладываются даже профессиональные мотогонщики. С самой массовой категорией «В» «секундная» история не столь остра, но и она окажется не по зубам подавляющей части начинающих водителей — они, как бы ни были выдрессированы автошколами, — все-таки не пилоты гоночных болидов. Особенно, повторимся, при полных непонятках с отсчетом отведенного на упражнение времени.
И самое главное, что погоня гаишников за рекордами может обернуться массовыми трагедиями на экзаменационных площадках. Ведь ГИБДД, тайно переделав регламент, запретила садиться в экзаменационную машину и полицейскому экзаменатору, и мастеру вождения из автошколы — абитуриент ездит один! А ведь начинающий водитель в этот момент однозначно находится в стрессовом состоянии, как и любой студент на сессии. Только в отличие от последнего рулевой, напомним, гонится за «очками, голами, секундами». А вокруг — бетонные заборы, другие машины, коллеги бедолаги по несчастью, ждущие своей очереди, сами придорожные полицейские…
Кстати, о последних. Мне, например, очень интересно знать, как, не сидя в авто, они чисто физически смогут контролировать процесс сдачи экзамена? Насколько хватит их физической подготовки, чтобы бегать за машиной по всему автодрому от одного упражнения к другому, от его старта — к финишу, ежесекундно рискуя попасть под колеса…
А самое печальное в этой ситуации, что полицейский обман напрямую касается более 2 000 000 человек в самой ближайшей перспективе — ведь именно столько россиян ежегодно получают права…