Идея родилась в Бийске в средней общеобразовательной школе №20. Новации решила внедрить директор Елена Вирбицкас, которая заметила, что у школьников стираются гендерные характеристики: девочки более агрессивны, а мальчики стали утрачивать культуру общения с противоположным полом. Это послужило поводом для учительского совета, на котором руководитель озвучила идею разделить образование школьников в соответствии с полом. Педагоги ее поддержали — они считают, что раздельное обучение мальчиков и девочек позволит сделать образовательную программу более сбалансированной для каждой из групп.
— Мы изучили опыт некоторых школ Санкт-Петербурга и Красноярска и пришли к выводу, что раздельные классы весьма успешны, — — Тут присутствуют два момента. Первый — чисто образовательный. Девочки развиваются и растут быстрее мальчиков, и в раздельном классе учитель будет более эффективно преподавать, когда ученики находятся на одном уровне, ребята не стесняются девочек. Качество образования от этого только улучшится. Второй момент — социальный, в однополом классе мальчики будут развиваться более мужественными, девочки — более женственными, это важно сегодня, когда эмансипация принимает нездоровые формы, а во многих семьях часто нет одного из родителей, и воспитание имеет перекос в ту или иную сторону — чаще, конечно, в женскую. Можно подбирать более «целевые» произведения по литературе, различные комплексы тренировок на уроках физкультуры, учитывающие физические возможности, и т.п.
— Разнополые классы в школе №20 — это еще пока только планы, — — Сейчас школа проводит опросы и анкетирование родителей, пытаясь заручиться их согласием. Согласны не все. При этом никаких уже сложившихся коллективов разбивать не планируется — раздельное образование хотят начать с нового набора первоклассников, создав два смешанных класса: мужской и женский. Кроме согласия родителей никаких препятствий к раздельным классам нет — никакие законы это не запрещают, никаких принципиальных изменений в учебной программе в классах мальчиков и в классах девочек не возникнет.
— В московских школах примеров такого формирования классов нет, — — Периодически разговоры об этом возникают, особенно когда происходят какие-то инциденты, но никаких конкретных инициатив по переходу к раздельной системе обучения ни родители, ни директора столичных школ не выдвигают. Собственно говоря, учить мальчиков быть мужественными, защищать девочек, семью, страну, а девочек — тому, что они будущие мамы и т.п., гораздо проще именно в едином коллективе, а не беспредметно или вслепую. Разделение детей может провоцировать не слишком здоровый интерес к противоположному полу и некорректное развитие.
К слову, в царской России раздельное обучение было нормой во всех средних учебных заведениях — гимназиях, реальных училищах, пансионах. При этом женское образование традиционно было менее глубоким, ориентированным на будущих домохозяек. В мае 1918 года советская власть ввела обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, устраняющее неравноправие женщин и мужчин в области образования. Такой школьная система остается в массе своей и по сей день — недолгий экспериментальный возврат к разделенке имел место лишь в 40-е годы в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда и ряда республиканских крупных городов. Экспериментальных школ было немного, реальных плюсов не обнаружилось, а вот трудности в воспитательной работе возникали. Поэтому постановление Совета министров СССР от 1 июля 1954 вернуло совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1955 учебного года.