После обвинений в «пособничестве террористам» российские власти заговорили об ответных экономических ограничениях в отношении Турции. «Подорваны долгие добрососедские отношения между Россией и Турцией, в том числе в экономике, — заявил премьер Дмитрий Медведев. — Этот ущерб будет трудно восполнить, его прямым следствием может стать отказ от целого ряда важных совместных проектов и потеря турецкими компаниями своих позиций на российском рынке».
Надавить на Турцию можно. Однако какие-либо санкции — это обоюдоострая заточка.
Наш принцип при введении каких-либо ограничений можно сформулировать так: когда делаешь соседу плохо, главное, себе «не отморозить уши». По данным Федеральной таможенной службы, по итогам 2014 года наш экспорт в Турцию составил $25,5 млрд, импорт — $6,7 млрд. За счет поставок углеводородов у России колоссальное положительное сальдо. За первые шесть месяцев текущего года внешнеторговый оборот между странами достиг $14,4 млрд.
Турция в последние годы стала вторым крупнейшим (после Германии) покупателем отечественного газа среди стран дальнего зарубежья. В прошлом году Анкара купила 27,3 млрд кубометров на более чем $10 млрд. Часть газа идет по «Голубому потоку» по дну Черного моря.
Эта страна занимает 6-е место среди всех внешнеторговых партнеров России. По экспорту — 5-е место, по импорту — 13-е место. Среди внешнеторговых партнеров Турции Россия идет на 2-м месте.
Мы поставляем в Турцию в основном газ, нефть, пшеницу, уголь, металлы, подсолнечное масло. Покупаем овощи и фрукты, машины, одежду и ткани, обувь, семена подсолнечника, моющие средства, свежую рыбу и мебель. По плану Минэкономразвития, после введения санкций в отношении ЕС Россия и Турция должны были втрое увеличить товарооборот к 2020 году и довести его с $30 млрд до $100 млрд.
В конце прошлого года главы наших государств Путин и Реджеп Эрдоган договорились о строительстве нового газопровода «Турецкий поток». Он был важен для России, поскольку по нему мы смогли бы поставлять газ в Европу в обход Украины. Именно на переговоры по «Турецкому потоку» собирался 25 ноября лететь в Стамбул глава МИД России Сергей Лавров. Однако визит он отменил. Теперь на этом проекте можно поставить крест.
Впрочем, у России есть и другие альтернативные маршруты поставок голубого топлива в европейские страны. Так, уже подписано предварительное соглашение о строительстве газопровода «Северный поток-2» — из России в Германию. В соответствии с ним газ будет продаваться в нейтральных водах Балтийского моря. Тогда условия Третьего энергопакета ЕС не будут нарушаться, и к России уже не смогут предъявить никаких претензий.
Оказалось под вопросом и продолжение сооружения АЭС «Аккую» в турецкой провинции Мерсин. Общая стоимость проекта, который начат пять лет назад, оценивается в $20 млрд. Россия вложила уже $3 млрд. Первый блок планировалось ввести в 2020 году.
Турция — один из основных зарубежных игроков на нашем строительном рынке. По данным Минэкономразвития, в России работает около 100 турецких строительных компаний. Турецкие холдинги строят крупные торговые центры, активно застраивают Москву-Сити и т.д. Запрет на работу в России станет для них огромным ударом.
Многие сейчас задаются вопросом: а не приведет ли обострение двусторонних отношений к введению Россией продовольственного эмбарго в отношении Турции? Первый «звоночек» прозвучал. Сегодня Россельхознадзор сообщил, что с 1 декабря вводятся временные ограничения на поставки турецкой птицы из-за обнаружения в продукте листерий (бактерии, некоторые виды которых являются возбудителями заболеваний человека). Из-за нарушений ветеринарных требований 6 из 16 предприятий получили такой запрет. Как всегда в ведомстве подчеркивают, что в этом решении нет никакой политической подоплеки. Якобы просто совпадение.
Импорт турецкой курятины не столь уж важен для нашего потребителя. В этом сегменте дела обстоят весьма неплохо. Отечественные производители покрывают все наши потребности.
С овощами и фруктами сложнее. Здесь нам особо похвастаться нечем. Тепличными овощами страна обеспечена лишь на 34%. Приходится импортировать почти 1,5 млн тонн на миллиард долларов. Скажем, турецкие помидоры занимают почти 56% нашего импорта. Если продэмбарго будет введено, уход с нашего рынка такого крупного игрока, как Турция, конечно же, скажется на потребителе и приведет к росту цен.
Впрочем, любую проблему можно решить, если поставить такую цель. Тем более что традиционно к Новому году доля Турции снижается в пользу Египта и Ирана и других стран.