Напомним, что тема «авиахлама» начинает муссироваться каждый раз после очередной авиакатастрофы и затем плавно сходит на нет. В последний раз на государственном уровне ее поднимали два года назад, после чего отклонили.
Прокомментировать инициативу депутата «МК» попросил заслуженного пилота СССР, бывшего замминистра Гражданской авиации СССР, председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова:
– Это вопрос старый. Он действительно поднимается после каждой катастрофы, хотя возраст ни одного из самолетов, попавших в нее, нельзя отнести к причине этой катастрофы. Наивысший критерий истины – это практика, и если бы в результатах расследования авиакатастрофы значилось, что трагедия случилась из-за устаревшей техники, это был бы иной вопрос. Но этого же нет. Катастрофы происходят по другим причинам. Как правило, по личностным факторам, либо из-за несовершенства государственных регулирующих органов.
И потом – это общеизвестно – не существует в авиации понятия «старый», или «молодой» самолет. Есть самолет, который имеет летную годность, и есть такой, который ее не имеет. А вот для того, чтобы обеспечить летную годность воздушного судна, в государстве и в отрасли должна работать система ее обеспечения. И это не такое простое дело.
Иногда у нас такая система дает сбои. В том числе и потому, что мы в массовом порядке перешли на западную технику. Тут как раз есть проблемы, так как снабжение запчастями должно быть регулярным. А у нас бывает, что для того, чтобы запчасть получить, надо остановить самолет, дождаться пока эта запчасть пересечет границу, пройдет все таможенные процедуры и т.д. Это требует времени, что для авиакомпаний очень плохо, так как самолет простаивает.
Однако, если сегодня у нас в стране остановить парк самолетов старше 15 лет, то многие авиакомпании должны будут потерять сразу сотни самолетов. А это значит, потеряют и объемы перевозок, соответственно граждане потеряют возможность летать, куда и когда хотят. И еще: такой запрет обязательно приведет к повышению стоимости авиабилетов, так как лизинговые платежи за самолеты в возрасте намного ниже, нежели лизинговые платежи авиакомпаний за эксплуатацию новых самолетов.