Этот законопроект («МК» писал о нём ранее) Министерство труда и социального развития готовило несколько лет. В Трудовом кодексе предлагается прописать, что предельный уровень соотношения между среднемесячной зарплатой руководства бюджетных учреждений, унитарных предприятий, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, и среднемесячной зарплатой рядовых сотрудников должны определеть те органы власти, которые являются учредителями данных учреждений, фондов или предприятий. Под «руководством» понимаются руководители, их заместители и главные бухгалтеры. Информация об их среднемесячной зарплате будет размещаться в Интернете. Если заработок какого-то директора школы или главного бухгалтера клуба превысит установленный предельный уровень (то есть окажется, к примеру, больше зарплаты рядового сотрудника в 5, а не в 4 раза) – ему грозит увольнение.
Замглавы Минтруда Любовь Ельцова на заседании комитета сообщила депутатам, что законопроект ставит своей целью «создание прозрачного механизма» оплаты труда работников бюджетного сектора. Сейчас, напомнила она, для федеральных БУ постановлением правительства это самое предельное соотношение зарплаты руководителей и рядовых сотрудников установлено как 8:1. В прошлом году введены ограничения и для федеральных унитарных предприятий. Субъектам Федерации рекомендовано такие предельные соотношения на своей территории тоже установить, и в 94% БУ социальной сферы по всей России оно по факту не превышает 4:1.
Всего же, по словам г-жи Ельцовой, законопроект затронет примерно 201 тысячу организаций и примерно 800 тысяч руководящих работников.
В заключении Комитета по труду и социальной политике на законопроект не высказано ни одного замечания. Впрочем, один вопрос на заседании всё же возник: депутат Максим Щепинов (ЛДПР) назвал предложения правительства «половинчатыми», потому что они не касаются зарплат руководства госкорпораций и госкомпаний. Но глава Комитета Ольга Баталина («ЕР») пояснила: среди поручений, данных премьер-министром Медведевым по итогам недавно прошедшего Петербурге Социального форума есть и поручение Минэкономразвитию и Минтруда к 28 апреля «подготовить предложения по установлению зависимости зарплаты и вознаграждения руководителей госкорпораций и госкомпаний от показателей эффективности деятельности и прибыли этих предприятий». А г-жа Ельцова добавила, что госкомпании – это акционерные общества, в них есть представители государства, через которых можно контролировать доходы руководства. Госкорпорации же действуют на основании специальных законов. В любом случае в ведомстве, по её словам, «не видят необходимости на законодательном уровне» вводить ограничения такого рода для госкомпаний и госкорпораций.
Стоит заметить, что ещё год назад в Минтруда, видимо, считали иначе: по крайней мере, первоначальная версия того самого законопроекта, который сейчас добрался до Думы, предполагала закрепление ограничений и для «акционерных обществ с долей участия государства более 25%»…
Кстати, на то, что доходы руководства госкорпораций и госкомпаний, в уставном капитале которых доля государства или муниципалитета превышает 50%, остаются вне сферы действия тех ограничений, которые вводятся для ректоров университетов и главный врачей больниц, обратил внимание другой думский Комитет – по федеративному устройству и местному самоуправлению. Это создает для руководства этих структур «необоснованные преимущества», говорится в заключении комитета, потому что госкомпании и госкорпорации, как и школы, больницы, университеты и унитарные предприятия, «используют государственное и муниципальное имущество»…
Комитет по федеративному устройству и местному самоуправлению также считает «недостатком» законопроекта отсутствие в нём конкретных цифр, которые бы указывали, какая разница между зарплатами руководителей и рядовых сотрудников считается приемлемой.