Фото: пресс-служба Правительства РФ
Праздник в цехе иркутского завода, где собрались инженеры, рабочие, журналисты и весь цвет российского авиапрома, открыл пианист Денис Мацуев исполнением этюда Скрябина. Одновременно на огромном экране демонстрировался анимационный фильм о мальчике, с детства мечтавшем строить самолеты. Когда его анимационная мечта стала явью, экран исчез, а в лучах яркого света прямо к зрителям выплыл белый красавец-самолет МС-21 с подписью на борту его конструктора "А.С.Яковлев", имя которого присвоено первому самолету МС-21.
Приветствуя собравшихся, Дмитрий Медведев назвал МС-21 "одним из самых современных в мире", "лайнером XXI века". "Государства, – сказал Медведев, – в которых развито авиастроение – а их очень немного, называют высшей лигой. И мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть".
После официальной части гости отправились в цеха завода. Накануне там же побывали и журналисты в сопровождении на редкость эрудированного заводского специалиста Сергея Яманова – человека с загадочной должностью «директор по бережливому производству».
|
Медведев в Иркутске гордо представил российский самолет будущего (5 фото)
Он рассказал, что с 1999 по 2012 годы завод вообще не имел заказов от государства на строительство самолетов. В 2012 году ситуация начала меняться лишь благодаря Министерству обороны и гособоронзаказу.
Сегодня, глядя на заводские цеха, оснащенные суперсовременными станками с числовым программным управлением, трудно поверить, что предприятию недавно приходилось выживать. Теперь завод полностью загружен военными заказами: истребители Су-30СМ, Су-30МК, учебно-боевой Як-130, учебно-тренировочный Як-152.
МС-21 в списке этой продукции – исключение. Он относится к семейству пассажирских машин нового поколения вместимостью от 150 до 221 пассажира.
Здесь не скрывают, а наоборот с гордостью подчеркивают, что создан он на основе разработанного еще в 1993 году Як-242. Но сегодня он строится с использованием самых современных авиационных технологий в рамках международной промышленной кооперации. Объем зарубежных комплектующих в МС-21 пока составляет около 40%. Однако и это уже сейчас значительно меньше, чем у его предшественника – SSJ-100, который всегда позиционировался как российский.
|
Медведев в Иркутске гордо представил российский самолет будущего (5 фото)
МС-21 уже в меньшей степени, но тоже пока несет на себе печать тех лет, когда авиапром в России не развивался, а уничтожался. И потому не случайно (хотя многие в руководстве авиапрома этого не приветствуют) первые 175 самолетов МС-21 будут укомплектованы американскими двигателями Pratt &Whitney.
– А как же санкции? – поинтересовалась я у нашего сопровождающего Сергея Яманова.
– Санкции? – в ответ рассмеялся он. – Так это там в столицах политики все шумят, воду мутят. Но американцы люди практичные и прагматичные – если им что-то выгодно, то политика для них отступает на задний план. Как говорится, ничего личного – только бизнес. А с нами им работать выгодно.
Тут он подошел к невысокому заграждению в цехе, за которым стоял один из двигателей для МС-21, и, заглянув за него, иронично заметил:
– Вот здесь американцы у нас и работают. Причем при полном и общем с нами взаимопонимании.
Однако МС-21 не всегда будут поднимать в воздух исключительно американские движки. Российские двигателисты хоть и поотстали в области создания аналогичного продукта, зато теперь пытаются нагнать отставание ускоренными темпами.
Как пояснили "МК" в Объединенной двигателестроительной корпорации, поставка первых российских двигателей ПД-14 для МС-21 ожидается до конца 2017 года. Программа их производства предполагает к 2020 году ежегодно серийно выпускать 20 движков с увеличением к 2023 году до 50 штук. Так что покупатель МС-21 в последствии сам сможет выбирать с какими движками заказать самолет – с российскими, или американскими.
Принципиальным новшеством МС-21, которое отличает его от всех российских предшественников, является так называемое "черное крыло", изготовленное из композиционных материалов. Для российской авиационной отрасли это – первый блин, и, конечно же, никому не хотелось бы, чтобы он оказался комом. Тем не менее имеется большое число скептиков, которые считают, что в России нет еще подобных технологий, мы, дескать, не доросли, не созрели, и первые такие материалы, которые уже есть на Западе, у нас появятся только лет через 10.
Возможно, так бы оно и было, если бы у нас в стране были только те, кто критикует. Но у нас, как выяснилось, есть еще и те, кто, несмотря на жесткую критику, кое-что еще и делает.
– Вы знаете такой самолет "Беркут" с обратной стреловидностью крыла? – поинтересовался Сергей Яманов, когда я его спросила, что он, человек державший в своих руках это самое "черное крыло" МС-21 , думает о современных российских композитах. – Так вот, я вам скажу: крыло из композитных панелей для "Беркута" собирали мы. То есть еще во времена СССР у нас уже был опыт работы с композитами. Там были тяжелейшие углепластики. Мы убили весь инструмент на заводе, пытаясь обработать эти панели. Но в принципе машина получилась успешной и до сих пор жива-здорова.
А сейчас, работая с МС-21 мы видим принципиально иную картину – материалы совсем другого технологического уровня. Качество современных композитов несравнимо лучшее. Просто – земля и небо. Даже я, человек проработавший всю жизнь на заводе, не могу отличить эти композиты от алюминиевого сплава. Я, конечно, не обладаю рентгеновским зрением, чтобы оценить какие-то внутренние особенности, но внешне эти композиты выглядят абсолютно безукоризненно. Благодаря такому качеству их масса меньше, а живучесть многократно выше.
О живучести Сергей Яманов вспомнил как раз стоя напротив того фюзеляжа МС-21, который вскоре должен отправиться в подмосковный Жуковский, в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где ему предстоят испытания на прочность конструкции. Там его будут давить и корежить с помощью специальных приспособлений, пока окончательно не разломают на кусочки, чтобы определить предельные прочностные характеристики.
– А испытания на птицестойкость самолет прошел? – блеснул эрудицией кто-то из журналистов.
– Конечно, – ответил Яманов, – все как положено: обстреливали самолет курами.
– А кур каких бросали: замороженных?
– Нет, конечно, – улыбнулся директор. – Мороженые птицы ведь не летают. Бросали обычных, охлажденных. Все нормально: фюзеляж выдержал.
Однако это не самое трудное из того, что предстояло и еще предстоит выдержать первенцу современного российского авиапрома. В первую очередь – жесткую конкуренцию на мировом авиарынке. И конкуренты не дремлют, они уже предприняли ответные шаги в этом сегменте продаж. Так, в ноябре 2015 года Китай продемонстрировал свой первый С919. В США завершилась окончательная сборка первого самолета Boeng 737МАХ. Состоялась презентация Airbus A320NEO.
Да и в собственной стране, чтобы изменить отношение к проекту,создателям МС-21 предстоит выслушать еще немало критики, в основном доставшейся ему в наследство от предшественника – SSJ-100, который так и не смог оправдать надежд российского авиастроения. Вместо этого он лишь надолго скомпрометировал любые начинания наших авиастроителей в области гражданской авиации.
Но самым главным аргументом во всех этих спорах с многочисленными критиками и с западными конкурентами может стать лишь одно – характеристики новой машины: надежность, эффективность, комфорт…
И тут, как говорится, дорогу осилит идущий. Следующим важным шагом на этом пути должен стать подъем самолета в воздух. Он намечен на декабрь нынешнего года, а затем запуск в серийное производство, запланированный на 2017 год.
Ольга БОЖЬЕВА,
Иркутск-Москва