фото: Александр Астафьев
По данным НАФИ, совокупный портфель кредитов МСБ по российской банковской системе сократился на 6%, объем выдач — на 28%. МСБ, похоже, стал неким обязательным элементом в продуктовых банковских линейках, без которого торговать финансовыми продуктами не комильфо, но связываться — себе дороже.
По оценкам председателя совета ПО «Национальное потребительское сообщество» Ильи Промптова, ежегодно объемы кредитования МСБ сокращаются на 30–50%. То есть еще более драматично, чем свидетельствует официальная статистика. Ничто не предвещает глобального оживления на рынке и в 2016 году. Член генсовета «Деловой России» Анна Нестерова обращает внимание, что, по статистике ЦБ, по итогам первого квартала текущего года задолженность субъектов МСБ сократилась на 2,2% по сравнению с данными на 1 января и перечисляет новые негативные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Итак, с апреля 2016 года выросли акцизы на бензин и дизель, тарифы для малых и средних предпринимателей в сфере ЖКХ увеличились более чем на 8%, были введены сборы за проезд автотранспорта по системе «Платон», а часть денег компаний зависла на расчетных счетах банков с отозванной лицензий — таких с начала месяца накопилось уже больше 30 штук.
Президент Клуба молодых предпринимателей Дмитрий Порочкин считает, что сегодня кредиты для малых компаний так же недоступны, как и несколько лет назад: «За последние годы появились новые финансовые формы поддержки МСБ — субсидирование процентной ставки, поручительство по кредиту, но эти механизмы не всегда прозрачны и не всегда же подходят МСБ». По его мнению, главный критерий доступности кредитов — ставка, и цена вопроса в 20% съедает всю прибыль компаний.
Однако небольшие компании обращаются за банковскими деньгами из-за отсутствия альтернативы, хотя действующий уровень процентных ставок не позволяет компаниям сохранять маржинальность — чтобы не разориться, предпринимателям приходится повышать цену на конечный продукт.
Эту тенденцию подтверждает и старший вице-президент банка «Открытие» Лариса Швецова. По ее словам, стоимость кредитных ресурсов компании-заемщики относят на операционные расходы, что влияет на конечную стоимость продукта. И тут у компании возникает вопрос, каким образом сохранить спрос на свой продукт в кризисных условиях для бизнеса. Часть компаний идут по пути снижения прочих издержек, другие повышают конечную цену продукта и следят за реакцией рынка. «Еще кто-то снижает свою рентабельность до возможного минимума, но сохраняя ее положительное значение», — подчеркивает эксперт.
Сегодня ставки по кредитам МСБ начинаются от 16,5–17% годовых. «Конечно, текущий уровень процентных ставок достаточно высокий. Маржинальность бизнеса за последние два года существенно сократилась. И это происходит не только в сегменте МСБ. В то же время на рынке существуют возможности для развития бизнеса, так как в некоторых секторах конкурентные условия существенно улучшились, в частности, за счет ухода с рынка иностранных игроков», — констатирует заместитель председателя правления СМП банка Тимур Кастров.
Впрочем, даже те бизнесмены, которые наскребли средств на кредит, могут просто не пройти «кастинг» кредитора: одобрение получает в среднем по рынку не больше 25–30% подавших заявку на ссуду. «Сейчас время жесткой оценки рисков со стороны всех банков», — отмечает заместитель директора департамента корпоративного бизнеса Росгосстрах банка Наталия Козлова, подчеркивая, что идеальный клиент демонстрирует понятную экономическую деятельность, хорошее финансовое состояние, подтвержденное отчетностью, готов предоставить ликвидный залог, покрывающий сумму кредита с учетом дисконта, а конечные бенефициары бизнеса готовы предоставить личные поручительства. «Таких «шоколадных» компаний сегодня не так много во всех отраслях, но они есть», — говорит Козлова.
Но кризис диктует свои правила, и вновь появились неформальные «черные списки» отраслей, которые банки опасаются кредитовать. Абсолютно все опрошенные «ЭВ» банкиры к таким отраслям отнесли строительство. «В предыдущие несколько лет стремительно развивалось жилое строительство, в связи с чем многие застройщики оказались закредитованными. Сейчас же многие проекты оказались замороженными. Автодилеры также испытывают большие трудности. Спрос на легковой и коммерческий автотранспорт к концу 2015 года снизился более чем на 20%. До сих пор наблюдается кризис и на туристическом рынке — с 2014 года прекратили деятельность больше 10 туристических фирм, среди которых довольно крупные, с известными именами. Поэтому неудивительно, что банки с большой осторожностью рассматривают таких клиентов», — поясняет директор департамента разработки продуктов для малого и среднего бизнеса Бинбанка Анна Салманова.
Так ли уж все плохо? Участники рынка утверждают, что луч света в темном царстве все же проглядывается. Даже несколько. Это налоговые каникулы для МСП при применении УСН, трехлетний мораторий на проверки, создание госкорпорации МСП и деятельность других профильных учреждений вроде Фонда развития промышленности, Агентства кредитных гарантий и МСП-банка.
В НАФИ в то же время надеются, что льготные процентные ставки (10–11%) в приоритетных отраслях экономики, снижение норм резервирования и смягчение требований к капиталу банков, работающих с МСП, простимулируют интерес игроков рынка с обеих сторон. Но промежуточный диагноз пока неутешителен: «Необходимо признать, что предприятия стали реже использовать кредитные средства, практически не реализуют инвестиционных проектов. Это объясняется, в частности, как высокой стоимостью кредитных средств, так и сохранением рисков в экономике и неуверенностью предпринимателей в завтрашнем дне», — резюмирует Кастров.