Сейчас в России в наличном обращении находится 6,74 трлн рублей. В целом (с учетом наличных, счетов и вкладов в банках) денежная масса составляет 32,95 трлн. В конце октября увеличить количество денежной массы для стимулирования экономического роста предлагал советник президента Сергей Глазьев. Причем минимум сразу на 8–10 трлн рублей. Однако в правительстве и том же ЦБ такую идею отвергли. Они опасались, что это может привести к ускорению роста цен, дополнительной девальвации рубля, повышенному спросу на иностранную валюту, и в итоге — к снижению уровня жизни населения. 1 трлн эмиссии — это куда как осторожнее. Но и этот шаг все равно несет в себе опасности роста инфляции. К чему приведет очередной выпуск денежных знаков, «МК» спросил у независимых экспертов.
«Сейчас наша экономика недомонетизирована. Однако когда мы говорим о дополнительной эмиссии, то речь идет не об эмиссии наличных денег как таковых, а о выпуске денег, которые обслуживают хозяйственный оборот по агрегату М2. В него включаются наличные деньги, депозиты до востребования и другие инструменты меньшей ликвидности. То есть это не физические деньги. Впрочем, при определенных условиях они могут быть переведены в наличную форму. По агрегату М2 у нас насчитывается 33 трлн в обращении, а наличных в привычной для нас физической форме — менее 8 трлн. То есть эмиссия в 1 трлн рублей, которая относится к М2, наши соотечественники и не почувствуют на себе. Тем более что проводить ее будут не одним махом, а поэтапно».
«Эмиссия в 1 трлн рублей — это фактическое увеличение денежной массы, которую ЦБ старательно сокращал последние 12–18 месяцев и держал под контролем, чтобы не допустить разгона инфляции. Чем больше денег в обращении, тем ниже их номинальная стоимость. То есть расширение денежной массы в нынешних условиях способно усилить инфляционное давление на 2–3% к текущим уровням. В марте этого года ЦБ уже говорил об эмиссии «весом» в 3 трлн рублей. При этом уточнялось, что у мегарегулятора достаточно средств для того, чтобы не допустить роста инфляции из-за дополнительного выпуска денежных знаков. Впрочем, данные Росстата иллюстрируют совсем иное. Очередная эмиссия, может, и уравновесит рынок внутренней ликвидности после изъятия оттуда средств, но рисков у нее все-таки слишком много».
«Эмиссия значительного влияния на наличие денег в экономике не окажет. Дело в том, что около трети расходов бюджета традиционно приходится на последние месяцы года. Корпорациям и ведомствам нужно израсходовать запланированный бюджет, и зачастую сделать это сбалансированно за год не получается. Обычно в это время эмиссия составляет до 500 млрд рублей, однако ЦБ замещает долю безналичных денег, так что большого скачка в денежной массе не происходит. Это рутинная процедура. В этом году планируется напечатать больше средств, но это может быть связано как с инфляцией, так и с бюджетным процессом. IV квартал всегда являлся особенным для экономики, и наибольшие траты всегда происходят перед Новым годом. Поэтому ЦБ регулирует денежный поток, на темпы инфляции очередная эмиссия сильного влияния не окажет. Однако риски все же существуют».