На дворе кризис. И довольно жестокий. ВВП в этом году упадет, по самым благоприятным прогнозам Минэкономразвития, на 3,9%. А возможно, как утверждает Счетная палата, более чем на 4%. Это уже сравнимо с результатами 2009 года — минус 7,9%. Цены на нефть на глазах падают. 13 ноября за Brent в течение суток давали менее $45 за баррель. Соответственно, за Urals — немногим более $41. Если эти цены сохранятся в 2016 году, то запланированные правительством, а теперь и Госдумой доходы федерального бюджета, превышающие 13 трлн рублей, собрать не смогут.
По самым скромным подсчетам Минфина, которые вчера в Госдуме озвучил Антон Силуанов, в будущем году бюджет может недосчитаться еще 1 трлн рублей.
А ведь уже сейчас федеральная казна сводится с дырой в 2,4 трлн рублей, или 3% ВВП. Где же найти деньги для ее покрытия?
Впрочем, варианты есть. Но все, сразу скажем, неудачные.
Во-первых, это Резервный фонд. Он уже изрядно израсходован в этом году. Было более 5 трлн рублей, осталось чуть более 3 трлн. По предложению Минфина в 2016 году на покрытие дефицита бюджета потратят 2,1 трлн рублей. Но если нефть рухнет, то придется потратить все в нем оставшееся. Правда, до сих пор в проекте бюджета-2016 не распределено до 1,2 трлн. Но на них уже масса запросов. В общем, кроме военных (расходы на оборонные нужды — этот святое — более 3 трлн рублей в 2016 году), всем остальным придется туже затянуть пояса. Не будет компенсаций чиновникам, бюджетникам и работающим пенсионерам. Неработающим ветеранам компенсируют пока только 4% 1 февраля. В результате, по оценке главы ПФР Антона Дроздова, средняя пенсия по старости составит в 2016 году всего лишь 13,132 рубля в месяц. Это, как подчеркнул Дроздов в Госдуме вчера, целых 1,5 прожиточных минимума пенсионера. Но, видимо, он оперировал цифрами периода до девальвации рубля и дикого роста продуктовой инфляции, которая составила за последний год до 40%.
В общем, делить в этом бюджетом пироге нечего. Надо готовиться к еще более трудным временам.