фото: ru.wikipedia.org
Альфред Розенберг
В течение многих лет бывший агент ФБР, который специализировался на возвращении украденных произведений искусства, и бывший главный архивариус Мемориального музея холокоста в Вашингтоне искали этот дневник. Но он все время ускользал из их рук. Ценность дневника заключалась в том, что мемуары и дневники близкого окружения Гитлера представляли собой исключительную ценность и редкость.
Работая вместе с федеральными следователями, они обнаружили в 2013 году в офисе издательского дома в пригородах Нью-Йорка в довольно задрипанном местечке, более скромном, чем баварский замок Клостер Банц, где впервые был найден его след.
История обнаружения дневника Розенберга рассказывается в только что изданной книге «Дневник дьявола: Альфред Розенберг и похищенные секреты Третьего Рейха». Авторы книги бывший агент ФБР Роберт Виттман и журналист Дэвид Кинни.
«Наша работа в действительности очень походила поимку тигра за хвост», — говорит Виттман в одном из своих интервью.
Как рассказывает The New York Times, история дневника начинается с 1934 года и охватывает 10 лет жизни Розенберга, который обладал значительным влиянием на Гитлера, однако был мало известен широкой общественности, которая больше занималась такими соратниками фюрера, как Гиммлер, Геринг или Геббельс (мемуары последнего были тоже найдены).
Розенберг был автором книги «Миф ХХ века». Эта книга «доказывала» превосходство арийской расы и была проникнута антисемитским ядом. Она по распространению уступала только книге Гитлера «Моя борьба». Розенберг был по возрасту довольно близок к Гитлеру. Он редактировал нацистские газеты и организовывал широкие кражи произведений искусства нацистскими главарями. Розенберг участвовал также в жестокой оккупации Советского Союза.
В дневнике Розенберга можно найти его беседы с Гитлером. Он вспоминает, как убеждал Гитлера, что большевистская революция в России была результатом «всемирного заговора еврейства». Именно поэтому, писал Розенберг, евреи являются огромной угрозой для Германии.
В дневнике раскрывается роль Розенберга в депортации евреев из Германии, Австрии и Чехословакии. Она бросает след на внутреннее противоречие между приближенными Гитлера.
Как говорит Генри Майер, архивариус, который искал дневник Розенберга вместе с Виттманом, «это большая редкость иметь дневник Розенберга, человека такого статуса в нацистской иерархии и очень приближенного к Гитлеру». Майер называет Розенберга «верховным убийцей и верховным вором». Из дневника следует, что он был одним из главных исполнителей гитлеровского плана под названием «Окончательное решение» (имеется в виду еврейского вопроса). Виттман, один из авторов книги, подчеркивает, что из дневника вытекает жесткая необходимость холокоста для нацистских главарей. Хотя вначале они не имели детально специфически разработанного плана. «В дневнике нет места, в котором Розенберг или Гитлер прямо говорили бы об уничтожении евреев, — говорит Виттман. — В дневниках говорится только о том, что «необходимо выдавить их из Европы».
Дневник Розенберга считается собственностью федерального правительства США. Но говорят, что один из обвинителей на Нюрнбергском процессе Роберт Кемпнер после приведения в исполнение приговора присвоил себе дневник Розенберга. Кемпнер умер в 1993 году, и его наследники передали федеральному правительству США все бумаги, оставшиеся после него. Оттуда они были переданы музею Холокоста в Вашингтоне. Но дневника среди этих бумаг не оказалось.
Несколько лет прошло в поисках дневника по ложным следам. Майер, который потерял своих родственников во время холокоста, решил снова обратиться к помощи Виттмана и консультанта по украденным нацистами произведений искусства. Виттман решил разыграть последнюю имевшуюся у него карту. Он обратился к секретарше и любовнице Кемпнера. Она сказала, что краем уха слышала — немецкий репортер (имя его неизвестно), решил спрятать дневник у религиозного ученого Герберта Ричардсона, который руководил издательским домом в Льюстоне, в штате Нью-Йорк, кстати, в 20 минутах езды от Ниагарского водопада.
Виттман решил обследовать этот район. После этого, как он пишет, у него появились подозрения, что этот дневник находится именно у Ричардсона. Он позвонил в министерство внутренних дел и переговорил с теми расследователями, которые в 2013 году ездили к Ричардсону по той же причине.
«Ричардсон согласился на интервью, которое вряд ли могло помочь нам», — говорит один из бывших федеральных прокуроров, тоже искавших этот дневник. Согласно докладу министерства внутренних дел, Ричардсон уверял, что он не знал, где находится дневник. Расследователи объяснили ему, что сокрытие этого дневника является потенциальным преступление и предъявили ему повестку, составленную Большим жюри. Повестка требовала от него дневник. Как говорят авторы книги, они посоветовали Ричардсону найти себе хорошего адвоката.
Через несколько недель адвокат Ричардсона заявил федеральным властям, что дневник, наконец найден.
В интервью адвокат Ричардсона Винсент Дойле заявил, что его клиент не знал какую ценность представляет дневник Розенберга и небрежно засунул его вместе с другими бумагами в свой архив. «Господин Ричардсон является издателем и ученым, и если бы он знал, что в его руках такая ценность, он, несомненно, опубликовал бы её», — заявил адвокат Дойле. Так дневник и другие бумаги были возвращены американским федеральным властям в апреле 2013 года.
Майер вспоминает, как он вздохнул с облегчением, когда был найден дневник Розенберга. «Я говорю тебе, не позволь этим сволочам победить нас, — вспоминал он. — Но, наконец, дневник оказался в наших руках. Он был для нас как большой белый кит».
Такова история дневника Розенберга, нашедшего свой конец в Нюрнберге.
2024-05-07
2024-03-26
2024-03-07
2024-01-17