фото: Наталия Губернаторова
Турецкий Белек находится всего в 500 км от сирийской границы. Это обстоятельство еще до терактов в Париже заставило организаторов всерьез задуматься о безопасности. Для охраны лидеров и их делегаций были стянуты лучшие полицейские и военные подразделения со всей страны. Общее количество силовиков на небольшом пятачке береговой линии превысило 12 тыс человек – практически по одному на каждого участника и гостя саммита. Ночью, чтобы согреться, полицейские жгли на постах костры. Днем – прятались от лучей все еще горячего турецкого солнца за бамперами военных машин. Такое количество автоматического оружия на квадратный километр ранее можно было увидеть разве что во время визита Владимира Путина в Египет. Перед саммитом полиция провела массовые “зачистки”, но это не помогло. В воскресенье группа боевиков попыталась прорваться через сирийско- турецкую границу, а террорист-смертник устроил “самоподрыв” – слава богу, на этот раз без жертв.
Прибывшие с Обамой журналисты рассказали, что американские военные, базирующееся в Турции, будут начеку. Накануне встречи “двадцатки” на местной авиабазе приземлились 15 истребителей F15, а в анталийскую бухту зашел ракетный эсминец “Дональд Кук”. Бдительность турецких ВВС представители российских СМИ смогли оценить своими глазами: не успел самолет спецотряда “Россия” пересечь воздушную границу страны, как с правого борта появился “крылатый патруль” – зрелище пугающее и обнадеживающее одновременно. Сами организаторы в голос уверяют, что тем, кто живет в “красной зоне”, бояться точно нечего: за многочисленные кордоны, посты и металооискатели не просочится даже комар. Корреспондент “МК” был свидетелем, как в сканнер на чек-поинте методично засовывали буханки хлеба, предназначенные для участников саммита. “Лидеры должны быть уверены в том, что они пьют и едят”, – пояснили проверяющие.
Хотя практически все пятизвездочные отели Белека на несколько дней оказались закрыты для обычных туристов, гостиничный сектор, прямо скажем, не пострадал.
Номер стоимостью 100 евро в сутки журналистам и техническому персоналу продали за 500 евро. Тарифы за проживание лидеров и членов официальных делегаций варьировались в пределах от 1до 30 тыс евро. По предварительным оценкам, турецкая экономика сможет заработать на “двадцатке” более 200 млн долларов. Только за проживание короля Салмана со свитой Саудовская Аравия заплатила 18 млн долларов (и это не считая аренды 65 лимузинов кортежа и прочих причуд). 80-летний монарх прибыл в Белек раньше остальных гостей саммита и покинет его позже всех – перед своим визитом в Россию, планирующимся на конец ноября.
|
Путин прибыл в Анталию на саммит G20 (10 фото)
Большинство мировых лидеров из соображений безопасности начали съезжаться в Турцию только в воскресенье. Причем, Ангела Меркель, чтобы не опоздать на церемонию приветствия, даже не успела заглянуть в приготовленные для нее апартаменты. Рабочий день Путина и Обамы начался гораздо раньше. У российского президента с утра была запланирована неформальная встреча с лидерами стран-членов БРИКС. Американец должен был пообщаться с хозяином саммита – Реджепом Эрдоганом. Впрочем, в самой Турции на почве председательства Эрдогана разгорелся настоящий скандал. Дело в том, что по местной конституции страну на международных саммитах должен представлять не президент, а глава правительства, как, собственно, и было на предыдущей встрече “двадцатки” в Австралии. Оппозиционные СМИ обвинили Эрдогана в попытке узурпировать власть и взять на себя больше полномочий, чем положено по закону, но получили жесткий отпор: организаторы просто-напросто отказали им в аккредитации. Впрочем, даже у допущенных на саммит журналистов возможностей для профессиональной деятельности было немного: формат G20 предполагает, что все пленарные заседания проходят в закрытом режиме. О перипетиях большой политики представители СМИ могут судить разве что по безмолвной картинке на экране. И она, честно говоря, не благоволила российскому лидеру.
Дольше всех камера показывала Барака Обаму – он первым занял место для “семейного фото” и по очереди приветствовал всех заходящих в зал лидеров. Владимир Путин остановился рядом с американским президентом буквально на несколько секунд – никакого содержательного общения между ними не было. Но руки друг другу пожали – это правда. (Нормальный диалог двух лидеров состоялся уже ближе к вечеру – ее содержание на момент подписания номера не было известно) На самом фото ВВП поставили между двух прекрасных дам – президентов Южной Кореи и Бразилии. Это лучше, чем в прошлом году в Брисбене (тогда Путину пришлось стоять с самого края рядом с представителем ЮАР), но до идеальной диспозиции все же далеко. В центре “семейного фото” лидеров крупнейших экономик мира предсказуемо оказались Си Цзиньпин и Барак Обама, между которыми на правах хозяина затесался Реджеп Эрдоган. Хотя влиятельная “Вашингтон пост” накануне саммита написала, что позиции российского лидера заметно усилились, и он больше не является изгоем, как это было год назад в Австралии, трансляция официальных церемоний предоставила немного доказательств этого утверждения.
Британского премьера Дэвида Кэмерона “несло”: в кулуарах, судя по картинке, он успел пообщаться с большинством участников – дольше всех с
министром иностранных дел Франции Фабиусом (он заменил оставшегося в Париже Олланда) и индийским премьером Моди. Обама после фото уединился с Меркель и главой Евросовета Дональдом Туском. Путину в собеседницы досталась одна из соседок – лидер Кореи Пак Кын Хе. (Потом камера несколько раз показывала его сидящем в гордом одиночестве, нетерпеливо щелкающим пальцами)
События в Париже не могли не внести изменений в повестку встречи. Лидеры и раньше собирались обсудить ситуацию в Сирии и борьбу с мировым терроризмом (чего ранее не случалось, поскольку G20 – это чисто экономический формат), а после терактов эта тема стала главенствующей. “Саммит отразит нашу позицию к международному терроризму очень точными, жесткими выражениями”, – пообещал Эрдоган. Вместе с тем, большинство участников встречи уверены, что одних слов и выражений уже недостаточно. Мировое сообщество должно нанести по Исламскому государству четко скоординированный силовой и экономический удар.
“Террористические сети не могут планировать и осуществлять свои операции без денег, которые передвигаются через финансовые системы многих стран. Если мы начнем сотрудничать в области обмена информацией о подозрительных сделках, мы будем в состоянии остановить эту угрозу”, – уверен глава Евросовета Дональд Туск. Официальный ответ ИГИЛу лидеры “двадцатки” должны сформулировать в понедельник.
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23