«Антитеррористический пакет» из двух законопроектов (один предлагал изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, другой – в 10 действующих законов) обычно связывают с именем одного из авторов – Ирины Яровой («ЕР»), но на самом деле перед нами – одна из законодательных разработок Совета Безопасности РФ, а тон там задают спецслужбы и правоохранительные органы.
Первое чтение состоялось месяц назад. 20 июня Комитет по безопасности и противодействию коррупции «обсудил» тексты, готовые к принятию во втором и третьем чтении. Слово «обсудил» приходится взять в кавычки: если где поправки к этим законопроектам и обсуждались, то не на заседании комитета, объемные документы раздали депутатам лишь перед началом мероприятия, и было очевидно, что большинство народных избранников раньше в глаза их не видели.
Кстати, второй из законопроектов теперь правит не 10, а 19 действующих законов. Среди тех, на которые сначала никто покушаться не собирался – «О свободе совести и религиозных объединениях», где появится новая глава, регламентирующая миссионерскую деятельность в России…
Одно из вызвавших критику предложений, направленных, по мнению авторов, на профилактику терроризма – временный запрет на выезд за пределы РФ. Сроком на 5 лет – тем россиянам, которые получили от ФСБ официальное предостережение в связи с деятельностью, могущей привести к совершению террористических преступлений, а вплоть до снятия судимости (это от 1 года до 10 лет) – тем, кто был осужден за терроризм или «преступления экстремистской направленности».
Ко второму чтению решили предостережение ФСБ основанием для запрета на выезд не делать. А вот приговор основанием для ограничения конституционно гарантированной свободы передвижения стать может. Речь идёт прежде всего о 13 статьях УК, карающих за террористические преступления, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж и нападение на международные учреждения.
Но и слова про «преступление экстремистской направленности» никуда не делись! Уточнять, о каких именно преступлениях в данном случае идёт речь, настоящие авторы пакета принципиально не стали.
И найти прямой ответ на вопрос «какая судимость делает гражданина подпадающим под риск стать невыездным?» в УК едва ли получится. В примечании к статье 282.1 говорится, что «под преступлением экстремистской направленности» понимаются любые преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, предусмотренные «соответствующими», то есть экстремистскими статьями, а также любые преступления (хоть хулиганство или побои!), совершенные по перечисленным выше мотивам.
Обычно чисто экстремистскими считаются статьи 280 («Публичные призывы к экстремистской деятельности»), 280.1 (Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение террориториальной целостности РФ»), 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») 282.1 («Организация экстремистского сообщества»), 282.2 («Организация деятельности экстремистской организации») и 282.3 («Финансирование экстремистской деятельности»).
Три из них наказывают «за слова», произнесенные в публичном пространстве или написанные – в книге, газете, в Интернете. За преступления такого рода можно отделаться наказанием в виде штрафа, теперь довеском к штрафу будет потенциальная угроза запрета на выезд.
Потому что запрет лишь «может быть введен» – значит, может быть и не введён. Критерии попадания в невыездной список, как и то, будут ли предварительно уведомлять попавшего туда или просто поставят перед фактом на границе, отобрав паспорт на хранение, ко второму чтению не прояснились. Видимо, решение будут принимать спецслужбы, руководствуясь подзаконными порядками или неписаными правилами.
Ещё одна спорная новация – предложение лишать террористов российского гражданства – ко второму чтению обросла неожиданными дополнениями.
В законе «О гражданстве РФ» появится новая статья: «Выход из гражданства в форме совершения действий (утрата гражданства РФ в результате фактических действий)». Российского паспорта все имеющие другое гражданство будут лишаться автоматически после вступления в законную силу приговора за терроризм.
Россия перестанет считать своими гражданами и всех тех, кто поступил на службу в армию, органы безопасности, правоохранительные органы или суды иностранного государства, и тех, кто без санкции властей РФ «осуществляет деятельность» в международных организациях или объединениях, в которых Россия не участвует.
С судимыми понятно – с момента вступления приговора в законную силу сведения них поступят в ведающие вопросами гражданства органы (МВД). Как наши власти будут «ловить» нелояльных граждан другой категории, и как будет выглядеть в отношении них процедура лишения гражданства – ответа нет.
В силу вышеперечисленные новации вступают 20 июля 2016 года.