Vivacom — компания многострадальная: один из ее владельцев, болгарский олигарх Цветан Василев, в 2014 году разорился и даже был объявлен Интерполом в международный розыск. Суд наложил запрет на все имущество Василева, в том числе на его акции в Vivacom. Чтобы не дать компании утонуть, ей выделили крупный кредит со стороны синдиката банков, включая «ВТБ Капитал», который получил в залог ее акции. Срок погашения кредита истек, и в ноябре 2015 года «ВТБ Капитал» провел открытый конкурс по продаже залога. Победителем тогда стала компания Viva Telecom болгарского бизнесмена Спаса Русева, купившая залог за 330 млн евро.
На этом этапе судьба болгарского бренда привлекла интерес российского бизнесмена и монархиста Дмитрия Косарева. Невзирая на то что европейские комиссии никогда не одобряли никаких соответствующих сделок, предприниматель заявил, что крупнейшим акционером (77% акций) Bulgarian Telecom должен считаться именно он.
Самого Косарева вряд ли стоит считать самостоятельной фигурой в деле Vivacom. Как пишет «Коммерсант», он прямо связан с бизнесменом Константином Малофеевым. Косарев работал в различных структурах олигарха с 2007 года.
Вся история покупки Косаревым у прогоревшего Цветана Василева Vivacom покрыта тайной. Судя по всему, в попытках сохранить хоть какие-то из своих проблемных активов, Васильев начал спешно искать для них любых покупателей. Сначала ему вроде бы удалось заручиться поддержкой бизнесмена Пьера Луврье, но тот быстро передумал и вернул акции болгарину. Возможно, именно через Луврье Василев вышел на его делового партнера по CFG Marshall Константина Малофеева. Здесь российскому олигарху и потребовалась помощь доверенного лица.
Его давний соратник по бизнесу, религиозным и политическим убеждениям Дмитрий Косарев, основавший вместе с ним гимназию Святителя Василия Великого и АНО «Благородное собрание», идеально подошел на роль «тарана» в плане передела активов злополучного болгарского оператора.
Россиянин с ходу решил дискредитировать решение, которое сделало Спаса Русева покупателем залога. Этим занялась подконтрольная Косареву компания Empreno: она подала в суд, оспаривая результаты аукциона, куда ее якобы не допустили. К слову, на первых этапах в торгах участвовало 40 компаний, затем их осталось две, и, как заявили в «ВТБ Капитал», никакой заявки от Empreno они попросту не получали. В итоге сейчас дело рассматривает Лондонский суд. В Болгарии же заканчивается оформление сделки по передаче акций Bulgarian Telecom.
Подобных действий, подходящих, скорее, заправским ковбоям, а никак не православным бизнесменам, от российских предпринимателей никто не ожидал. Малофеев раньше своего интереса к дележке Vivacom напоказ не выставлял, однако теперь становится все более очевидным, что именно он является настоящим кукловодом этой сделки. К примеру, каким образом общественный деятель и мелкий чиновник Косарев, в свое время пытавшийся выступать со странными предложениями вроде включения в Конституцию РФ статьи об особом статусе православия или возвращения России к абсолютной монархии, смог раздобыть немалые деньги для покупки акций крупнейшей сотовой компании Болгарии? Раньше он не связывался с бизнесом за рубежом – не тот размах, а здесь – столь смелый и хищный шаг. Рассмотрев историю многолетнего сотрудничества бизнесменов, можно ясно определить, чьи интересы отстаивает Косарев.
Совместный бизнес сблизившиеся на почве монархических идей и религии Малофеев и Косарев ведут с 2007 года. БВО «Ферст Глобал Проджектс Менеджмент ИНК.», ООО «ДЖИ.АЙ.ТИ. Телеком Лимитед», ЗАО «С-ТС Холдинг», ЗАО «Регионкапитал», ОАО «Продюсерский центр «БОС» — вот далеко не полный список подконтрольных олигарху структур, где работал Косарев. В большинстве случаев Малофеев привлекал соратника и к руководству своими компаниями.
При всем этом сам Косарев отнюдь не занимает верхние строчки списка «Форбс», пользуется неплохими, но не элитными автомобилями , а данных о его дворцах и поместьях на Рублевке мы тоже найти не смогли.
Кстати, для Малофеева Косарев — совсем не единственное «доверенное» лицо. Олигарх давно действует по отработанному и эффективному шаблону. Например, в таких компаниях, как «Связьинвест», «Нутритек», особенно «Связьинвест», он тоже получает свою долю, расставляет доверенных людей, а затем начинает реализовывать свои интересы, пользуясь связями в правительстве.
В ситуации с болгарским телекоммуникационным брендом поражает то, что православные бизнесмены и монархисты не стесняются любых методов ведения бизнеса: контактов с людьми, находящимися в розыске за крупные хищения, махинаций с акциями, сомнительных сделок и т.п. Кроме того, встает весьма насущный вопрос: зачем Косареву и Малофееву эта компания? Вряд ли они намерены ее развивать. Скорее, причина в другом: в России дела у этих партнеров из-за их репутации пошли не лучшим образом, новых источников финансирования давно не было, и здесь вдруг подвернулась хорошая сделка за рубежом. А вырванную из рук болгарского предпринимателя Спаса Русева компанию можно использовать, к примеру, для обращения в «ВТБ Капитал» с целью получения крупных сумм денег.
Между тем остальные акционеры и «ВТБ Капитал» твердо намерены отстоять свои интересы. В этом заинтересована и вся Болгария, которая может лишиться крупнейшей телекоммуникационной компании. Направленные лишь на собственное обогащение действия Косарева и Малофеева могут навредить и репутации России. Ведь «православные «бизнесмены»» – отнюдь не тот экономический «бренд», с которым должна ассоциироваться великая страна у ближайших соседей.