фото: morguefile.com
На днях агентство Bloomberg сообщило: «Российские акции котируются на уровне, близком к месячному максимуму. Акции Сбербанка растут пять дней подряд. Индекс 50 крупнейших российских компаний Micex прибавил 0,4%… А всего с начала года российские акции выросли на 9,5%: этому способствовало подорожание нефти, которая в январе этого года была на рекордно низком уровне».
Далее агентство цитировало западных аналитиков, работающих в Москве и видящих эту самую «перспективу улучшения», которая позитивно влияет на рыночную стоимость российских ценных бумаг.
При этом, конечно, есть огромное количество негатива — достаточно сказать, что на днях Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снизила прогноз роста российской экономики в текущем году. Впрочем, ОЭСР снизила прогноз и для мира в целом, и для США, стран Евросоюза и Японии в отдельности. Всем досталась своя доза аналитического пессимизма.
В России помимо этого общего негатива инвесторов, безусловно, отпугивает плохой климат взаимоотношений между РФ и Западом: западные бизнесмены боятся «попасть под раздачу» из-за политики. Некоторые западные фирмы, которые долго и продуктивно работали на российском рынке, сегодня его покидают. Пример — американский автомобилестроительный концерн General Motors. В 2001 году было подписано соглашение между GM, АвтоВАЗом и Европейским банком реконструкции и развития; в 2002-м тогдашний гендиректор GM Джек Смит перерезал ленточку на открытии совместного предприятия; а в 2016-м Мэри Барра, которая возглавляет GM сегодня, приняла решение закрыть все операции компании в России, хотя за один только первый квартал с.г. это нанесло $600-миллионный удар по бухгалтерскому балансу GM.
Видимо, руководство GM рассудило, что лучше потерять много сейчас, чем потерять все потом. Поэтому компания останавливает на неопределенный срок свой завод в Шушарах под Санкт-Петербургом и прекращает продажу в России ходовых брендов Opel и Chevrolet. Пока еще остается продажа на российском рынке пафосных марок — Cadillac, Camaro, Corvette, а также внедорожников. Но это — мелочь, хотя и дорогостоящая; массового потребителя эти машины не имеют.
Уолл-стритовским инвесторам пришлось по вкусу то, как GM «изобретает себя заново», отказываясь от своего традиционного профиля глобального концерна (помимо ухода из России мадам Барра и компания решили оставить в Европе только «Опель» и убрать «Шевроле»; под их топор попали сборочные заводы в Австралии, Индонезии и т.д.). Однако многие эксперты автомобильной индустрии, да и финансисты не разделяют энтузиазм по поводу «отрезания лишнего». Агентство Reuters приводит мнение консультанта американской автоиндустрии Уоррена Брауна в отношении России: «Toyota не уходит. BMW не уходит. Ford не собирается уходить… Решать проблемы в России можно разными другими путями помимо ухода».
Reuters поясняет: проблемы, с которыми пришлось столкнуться GM в России, заключаются в следующем. Местные власти потребовали от компании подписаться под дальнейшим расширением производства и увеличением объема местных комплектующих; эти меры требуют затрат, а рынок по продаже автомобилей в России тем временем просел. Значит, надо или соглашаться на предлагаемые условия заведомо себе в убыток, жесточайшим образом сокращать расходы — резать по живому, или уходить. GM решила уйти. Вроде бы логично, но остаются вопросы без ответов. GM когда-то была в России крупнейшим иностранным инвестором, но когда (не если) она захочет вернуться, ей будет трудно получить даже не этот статус, а элементарное «место под солнцем». Далее, уходит она не полностью и собирается ввозить в Россию свои «Камаро» и «Корветы» — каким будет отношение к этой продукции таможенных властей? И каково будет по возвращении создавать заново дилерскую сеть и набирать рабочих на заводы?
Формирующимися рынками не следует пренебрегать, говорит один из ведущих аналитиков британской банковской корпорации HSBC Хосе Раско: «Наши экономисты снизили прогноз экономического роста для развитых рынков, но мало изменили прогноз в отношении формирующихся рынков. Ожидается, что Россия и Бразилия выйдут из рецессии до 2017 года, а данные, поступающие из Китая, начинают показывать эффективность мер по стимулированию экономики». В свете этого, говорит Раско, HSBC увеличила свои вложения в ценные бумаги развивающихся стран и улучшила прогноз для Китая, России, Малайзии, Турции, Бразилии и Филиппин. Опережающие темпы роста «новых экономик», отмечает аналитик, помогут отстающим развитым экономикам, в частности ЕС — поскольку будет расти экспорт из развитых стран в развивающиеся.
Агентство Reuters пишет, что «формирующиеся рынки выглядят хорошо — возможно, лучше, чем США». Инвесторов привлекают ценные бумаги развивающихся стран, особенно в свете «исторически низких значений» стоимости ценных бумаг американского казначейства. «Развивающиеся экономики, — отмечает Reuters, — как правило, ассоциируются с повышенным риском, но многие из этих стран имеют долговые рейтинги инвестиционного уровня благодаря правильному финансовому менеджменту. Помимо этого правительства стран с формирующимся рынком накопили меньшее долговое бремя, чем транжирящие свои бюджетные средства США. Эти страны создали значительные золотовалютные резервы и ввели плавающие обменные курсы валют, дабы не повторять ошибок, допущенных в 80-е и 90-е годы».
По мнению финансовых аналитиков, бонды развивающихся государств хорошо дополняют портфель успешного инвестора. Возможно, именно подобные оценки вдохновили российское правительство на недавний аукцион правительственных бондов РФ, который осуществил банк ВТБ (западные банки прислушались к предупреждению европейских и американских властей и отказались от партнерства в этой сделке).
Российское правительство утверждает, что спрос на ценные бумаги РФ был очень велик и аукцион был в высшей степени успешным и т.п. На Западе звучат совсем другие оценки: спрос не оправдал ожиданий и исходил главным образом от российских же активов за рубежом, а не от западных инвесторов.
Истина, как всегда, находится где-то посередине. Понятно лишь одно: картина для России сложная, но не безнадежная.
Санкции . Хроника событий