фото: Геннадий Черкасов
«Кипеть» дальше в режиме предыдущих месяцев для ВАДА в принципе нет уже и никакой необходимости. Власть проявлена, необходимость не просто существования организации, а ее главенствующей роли, в очередной раз доказана. И есть уже бизнес-информация и говорящие сами за себя выводы: первое расследование ВАДА по применению допинга в российском спорте обошлось организации в 1,5 миллиона долларов. Об этом сообщил Оливье Ниггли, который с 1 июля займет пост генерального директора организации.
«Первое расследование по допингу в России обошлось в 1,5 миллиона долларов, это около 5 процентов годового бюджета агентства. Задача на будущее — убедиться, что антидопинговое сообщество финансируется на должном уровне. Нас попросили провести еще расследования, которые должны финансироваться тем или иным способом. Но нельзя просить об этом, основываясь на бюджете, который был у нас 10 лет назад».
Тут — ничего нового, все предельно ясно. Кто же не мечтает о расширении производства? Бюджет, конечно, должен быть увеличен.
История эта, кстати, тянулась долго и замысловато. ИААФ еще в прошлом году не согласилась с решением РУСАДА о дисквалификации группы российских легкоатлетов с аннулированием их результатов «точечным» методом: здесь виноваты, а здесь нет. А именно этот точечный метод позволял сохранить олимпийские награды. ИААФ настаивала на том, что все результаты спортсменов с момента их временного отстранения (у Каниськиной — с 15 августа 2009 года по 15 октября 2012 года, а у Кирдяпкина — с 20 августа 2009 года по 15 октября 2012 года) должны быть аннулированы. И настояла на своем при помощи апелляции в Спортивный арбитражный суд, которая была удовлетворена.
Короче, что было, хоть и в лом, конечно, но — признали. Чего не было… Пока это, увы, самое темное пятно — а чего из предъявленных обвинений не было-то в реальности?
По поводу перепроверок проб, которые (по предварительным данным) могут лишить Россию завоеванных медалей и лишить страну топовых спортсменов, министр спорта Виталий Мутко говорит так: «Это некий сигнал мировому спорту, что система будет более жесткой. Мы абсолютно за чистый спорт, но система должна гарантировать, что все находятся под жестким контролем. Когда в Лондон уезжает 430 спортсменов, кто-то может и нарушать. Но это выбор самого спортсмена и тренера, и никто за этим не стоит».
|
фото: ru.wikipedia.org
Ольга Каниськина, вернувшая медаль.
Подчеркивает министр и то, что за шокирующими словами Григория Родченко о подмене проб в олимпийском Сочи не стоит государство (а ведь именно из-за этих обвинений Россию могут вообще отстранить от Игр, обвинив в системном употреблении допинга). То есть, говоря примитивно: если что и было, то это Родченков сам все придумал, пришел и все сделал.
«Я говорю твердо и публично: российские власти к этому делу не имеют никакого отношения. Более того, российские власти с 2010 года последовательно ведут борьбу с допингом».
Теперь, конечно, все же хочется понять, подменял Родченко пробы или нет. Прямо какой-то спортивный интерес возник у многих: реально это вообще было или нет? Но, похоже, столь темное пятно олимпийской истории нам удастся или отмыть, или принять как клеймо лишь в июле, поближе к Олимпийским играм, когда очередная зарубежная комиссия огласит свои выводы. Хотя все материалы, как говорит Мутко, переданы в Следственный комитет. Интересно, чье расследование закончится первым? И главное, совпадут ли выводы?
А так, что еще? Чего бояться? Новый немецкий фильм о нарушениях в легкой атлетике, вернее, о том, встала ли Россия на пусть исправления, будет показан через неделю. «Мы хотели получить представление о том, как в России исполняются обещанные реформы. Однако наши запросы встречали сопротивление самой большой страны в мире. Россия хочет быть представлена в Рио и привлекает на свою сторону влиятельных лоббистов. Новый фильм из серии «Секретный мир допинга» о том, можно ли верить обещаниям России по очищению спорта или она продолжит дурачить спортивный мир». Это из пресс-релиза телеканала. И здесь тоже направленность теперь ясна, так что уже трудно будет удивить или шокировать.
Для тех, кто окончательно запутался в ситуации — что немудрено в череде бесконечной негативной информации и перепроверок, — напоминаем: независимая комиссия ВАДА в ноябре 2015 года обвинила Россию в нарушениях антидопинговых правил и рекомендовала ИААФ отстранить российских легкоатлетов от участия в соревнованиях под ее эгидой, в том числе в Олимпиаде‑2016. ИААФ отстранила ВФЛА и выдвинула ряд требований. Выполнение требований находится под контролем специально созданной комиссии, а ВФЛА пошла на беспрецедентные меры: принятие решения об изменении критериев отбора на Олимпиаду. Согласно новым критериям любой спортсмен, когда-либо в карьере уличенный в применении допинга, не может быть членом российской национальной команды в Рио-де-Жанейро. И это решение уже поддержал президент Олимпийского комитета России Александр Жуков. Теперь 17 июня в Вене совет ИААФ должен будет принять решение, возвращать россиян к стартам или нет.
Как ни боимся мы, что сборная России может пропустить Игры в Рио-де-Жанейро, этого, думается, не хочет и значительная часть спортивного сообщества. И так же сильно (исходя, естественно, из вопросов собственной выгоды), как другая часть этого хочет.
И вот новая информация, которую очень хочется считать первым звонком для разворота ситуации: МОК допускает возможность допуска российских спортсменов для участия в летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро, даже если совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций не снимет наказание со Всероссийской федерации легкой атлетики.
В принципе после разъяснений президента МОК Томаса Баха того, что он допускает возможность пропуска всей российской сборной Олимпийских игр, но каждый случай (то есть судьба каждого спортсмена) должен рассматриваться индивидуально, подобный шаг вполне логичен. Поиск компромисса: и наказать, и допустить к Играм. Тем более что Олимпийские игры — это юрисдикция МОК, а не ИААФ. То есть главный голос в песне здесь принадлежит МОК. И даже если ВФЛА как организация будет лишена права вернуться в «легкоатлетическую семью», сам МОК может принять решение о допуске не запятнавших репутации спортсменов к Играм. И даже под национальным флагом. Олимпийская семья будет милосердней.
2023-10-04
2023-04-17
2022-08-14
2022-04-25