Челябинская областная прокуратура сообщила о результатах проверки: классная руководительница, среди прочего, отличалась грубостью, сократила перемены, оставляла малышей после уроков. И вдобавок ставила балльные оценки — а этого в первом классе делать нельзя. У перегруженных детей не осталось времени ходить в кружки и просто отдыхать.
Школа №10 в Златоусте считается одной из самых престижных в городе. Здесь учатся дети бизнесменов, чиновников всех мастей. Учительница, которая теперь под статьей, преподает давно и всегда была на хорошем счету.
Родители учеников запуганы. Половина класса даже не признается, что это их «Марь Иванна» попала под прокурорскую проверку. Другая просто отказывается от комментариев.
Может, как это часто бывает, прокуратура сильно сгустила краски? Мы нашли нескольких бывших учеников многострадальной учительницы.
– Я закончила в школу в 2010 году. Эта самая дама была у нас классной руководительницей, – рассказала Настя К. – Она вела нас до 11 класса, параллельно со своей «началкой». До сих пор не могу без содрогания ее вспоминать. Из нас воспитывали мышей без права голоса. Все боялись её как огня. У меня сердце замирало, когда она орать начинала. Таким вообще должно быть запрещено работать с детьми, я считаю. Мне обидно, что наши родители в свое время не заступились за нас ни разу, а только подарки ей дарили. Она очень любит презенты и ждала их к каждому празднику… Еще она очень много задавала нам учить наизусть. В третьем классе по 20 страниц могли спокойно выучить.
Но другой ученик, Дмитрий В., говорит, что манера общения учительницы его никогда не задевала:
– Могу сказать, что она — превосходный педагог. Конечно, достаточно строгая, но это строгость всегда была в меру разумного. Кричать на детей, насколько я помню, она себе не позволяла — всегда была сурово-вежливая. Если она говорила, что ей было стыдно за наше поведение, то и всем ученикам, соответственно, становилось очень стыдно. Причем это распространялась и на родителей — она и им не делала поблажек, могла отчитать за невоспитанных детей, провести беседу. В мое время (да и сейчас, наверно) у нее была развита система мотивации — было много творческих заданий, зачастую необязательных, но их выполнение поощрялось. Она невероятно активный человек, с ней мы постоянно участвовали во всяких научных конференциях, мероприятиях по всей стране. Учитель старой закалки, если так можно сказать, с соответствующими методами преподавания.
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН Евгений Ямбург, считает все эту ситуацию трагикомической:
– У этой истории есть несколько сторон. Первая: если действительно были факты издевательств над детьми, то это непрофессионально и преступно. Такого педагога надо сразу увольнять и наказывать по закону.
Вторая: если учителя наказывают за слишком сложные задания, как это значится в сообщении прокуратуры, да еще и по анонимному доносу, то это действие направлено вообще против развития детей в школах. Сейчас по всей стране директора дадут своим подчиненным установку — не трогайте учеников вообще, чтобы скандалов не было, меньше знают, лучше спят.
Что касается оценок, то да, их действительно запретили ставить первоклашкам. Но не надо, пожалуйста, путать оценки и отметки. Любой нормальный человек, и дети в том числе, хочет, чтобы его труд был оценен. Вот учителя теперь и изгаляются, выдумывая всякие звездочки и солнышки вместо пятерок и четверок. И с каких это пор прокуратура и суды у нас вмешиваются в образовательную программу? Одним словом, очень смешанные у меня чувства в связи с этой трагикомической ситуацией.