Владимир Путин регулярно участвует в мероприятиях Союза машиностроителей, объединяющего крупнейшие предприятия отрасли. Подавляющее большинство членов Союза работают не только (и не столько) на гражданский сектор, сколько на гособоронзаказ, поэтому интерес главы государства к их деятельности вполне объясним.
Последний раз машиностроители собирались на съезд в 2011 году, когда казалось, что российская экономика успешно преодолела последствия мирового финансово-экономического кризиса и готовится к очередному рывку… Но все надежды оказались тщетны.
Сейчас ситуация много хуже, чем 4 года назад. Это понимает и сам Путин. «Мы вместе с вами видим всю сложность текущей ситуации, серьёзные экономические вызовы, с которыми сталкивается наша страна. В результате уменьшились инвестиции, снизились спрос на продукцию и объёмы производства», – перечислил основные проблемы отрасли президент. По итогам прошлого года существенный спад был зафиксирован по всем направлениям деятельности машпрома. Производство машин и оборудования сократилось на 11%, транспортных средств – на 8,5%, электронного и оптического оборудования — на 8%. И это при том, что Россия и так не была в числе лидеров и в значительной степени продолжает зависеть от импорта, в том числе из стран Евросоюза.
Относительную уверенность машиностроительным предприятиям дает гособоронзаказ: по словам Путина, в 2015 году за счет внутреннего и внешнего спроса объем производства ОПК вырос на 13%.Сейчас Россия занимает второе место в мире, продавая оружия на 14,5 млрд долларов. Но загрузка производственных мощностей военными заказами не будет продолжаться вечно. «Пик загрузки ОПК в рамках госзаказа произойдет в следующем году, а потом все это будет постепенно снижаться», – заявил президент, отметив, что предприятиям необходимо уже сейчас задуматься о конверсии и диверсификации своих производственных линий.
Естественно, о производстве кастрюль и сковородок, как в 90-е годы, речь сегодня не идет. «Но долю гражданской продукции надо постепенно увеличивать», – эту мысль в головы машиностроителей старался вбить не только ВВП, но и другие представители власти, присутствовавшие на съезде.
По словам военного вице-премьера Дмитрия Рогозина, следующая программа гособоронзаказа будет программой высокоточного оружия, для производства которого необходимо развивать отечественную радио- и микроэлектронику. «Сейчас же в сфере микро и радиоэлектроники один импорт заменили другим. Это неверно», – посетовал он.
Рогозин привел в пример Китай: когда тамошние лидеры задумались о прыжке из прошлого в будущее, они заставили население вместо монет использовать в таксофонах специальные талончики с национальными микрочипами. Это породило гигантский спрос и заставило электронную промышленность Поднебесной развиваться сумасшедшими темпами. Китайский опыт спустя 20 лет предлагается повторить в России, сформировав заказ на «гражданскую микроэлектронику».
По словам Рогозина, промышленность должна обеспечить производство национального микрочипа, национального компьютера и национального ПО к нему. «За счет заказа на эту простую гражданскую продукцию мы размоем затраты государства на электронику спецзаказа, использующуюся для нужд обороны», – заявил чиновник. Еще два направления для диверсификации — это производство оборудования для добычи нефти и газа и медицинская техника.
Путин в своем выступлении также высказался за опережающее развитие микроэлектроники, которая, по его словам, определяет конкурентоспособность всего машиностроительного комплекса, и призвал возродить из пепла станкостроительную промышленность — без станков Россия не сможет стать лидером в авиа- и судостроении и может утратить передовые позиции в космосе. Правда, на помощь государства бизнесу пока рассчитывать не приходится. На программу поддержки отечественного станкостроения из бюджета 2016 года будет выделено всего 1,2 млрд руб. «Объемы федеральной поддержки пока маловаты, нужно расширять», – согласился Путин.