фото: youtube.com
Инна Гончаренко и Елена Родионова
— Знаете, я вспоминаю, только не подумайте, что у меня мания величия, но когда мы с Леной Радионовой «выскакивали», то были с ней практически одни, — я говорю про ее возрастную группу. И поначалу всех пугали: ой-ой, как же, такая маленькая, а уже такое делает! Но…
— Именно так. И мы с Ленкой свой вклад, я считаю, в то, что звездочки появлялись, внесли. Появлялись и вытягивали других.
— Даже раньше – с девяти.
— От тренерских кадров.
— А они? Вчера еще не было, а сегодня родились?
— Тренеры посмотрели — на детей, которые «такое делают». На коллег, которые показали деток: это есть, так можно, и это реально. Вдохновились их примером и поняли, что тоже смогут.
— Когда даешь себе волю…
— …появляется дерзость. И сейчас многие ребята, которые закончили спорт, может, в другой момент и в шоу бы поехали. А посмотрели и тоже решили взяться за тренерскую работу. Они дерзают, идут. Это здорово.
— Я перед входом на каток наблюдала на улице, как папа юного хоккеиста кричит на него из-за не правильной, с его точки зрения, манеры игры. Многим спортивным родителям надо памятники ставить, но и нервных много, и, как бы это прямолинейно ни прозвучало, глупых. Как справляетесь?
— Я уверена: здоровье спортсмена, его долголетие и успешность в спорте напрямую зависит от здоровой головы его родителей. Одного правила и для всех не существует, люди разные, но – все идет из семьи. Рано или поздно уткнешься в семейные устои. Взрослого человека перевоспитать, даже убедить, невозможно, может схитрить или позволить лицемерие. Поэтому от каких-то родителей стоит просто дистанцироваться. С другими – вести диалог, часто сложный. Сегодня родители – это просто «повал» в последнее время – приводят маленького ребенка: возьмите, возьмите, ни к кому не хотим больше, боимся, что не так научат! Я объясняю, что ребенок должен пройти все этапы развития в группе одновозрастных детей. Осознать себя в этой группе, почувствовать дух соперничества, бороться с равными по возрасту. Понять, как это – бороться? Учиться слушать, думать, работать. А родители хотят сразу эффект получить, это неправильно.
— Лена Радионова сказала, что от сезона осталось двойственное чувство, а горечь после чемпионата мира в Бостоне, на котором она оказалась без награды, до сих пор не пропала. Но ведь на самом деле спортсменка весь сезон провела на высоком уровне, несмотря на сложности, которые «придуманы» самой природой.
— Меня часто спрашивают: что вы думаете о том, что маленьких детей много «накручивают», «напрыгивают», не жалеют ни рук, ни ног? Я отвечаю: смотря, чего вы хотите. Надо сразу с этим определиться, тогда не придется задавать вопросы, зачем ребенку то да се. Никаким выдерживанием, ожиданием, обереганием с переходным возрастом не справишься, бесполезно. Все равно он будет. И ребенок будет расти – кто в ширину, кто в высоту. А начинаются зоны роста, начинаются болезни: иммунитет снижается. Идут безостановочные простудные заболевания, еще что-то. Спортсмен, поболев месяцами, забывает все. Но, если были какие-то хорошие наработки, то есть и шанс, что он вспомнит больше, чем остальные. Так что, возвращаясь к вопросу, конечно, мы готовились, было видно: Лена будет активно расти, нужно заложить такую наработку техники движений, чтобы они сохранились. А как сделать, чтобы избежать глобальных перегрузок или травм – это уже профессиональная работа специалиста. Все тренеры заканчивают институты, все имеют образование. Не думаю, что кто-то целенаправленно будет грузить ученика не так и не тогда.
— Вам многие возразят: часто в спорте, впрочем, как и в жизни, цель оправдывает средства. И все же — Лена весь сезон каталась на преодолении, буквально шла против природы, что же…
— А ничего не делать. Работать. Природа есть природа. Надо пересиливать себя, трудиться. А как еще?
— Такие простые слова.
— Это естественно, уже в привычке. И все равно – заставлять.
— Как?
— А это ведь не я заставляю. Могу лишь помочь спортсмену заставить себя. Поддержать, уговорить, пошутить. Видишь, что напряг, надо привлечь нового специалиста, совета чьего-то послушать. Я, например, консультируюсь с Татьяной Анатольевной Тарасовой, Виктором Николаевичем Кудрявцевым, Ниной Алексеевной Жук, моим первым тренером. Это люди, которые прошли длинный путь, смогли воспитать звезд. Поверьте, просто не было никому. Спортсмены развиваются, и фигурное катание тоже развивается. Посмотрите, как оно шагает. Выстроить схему, которая была десять лет назад, и железно идти по ней? Так уже не получится.
— Вы говорите, что Лена, когда была еще совсем маленькой, вставала на тренировках в первом ряду и только в серединке, прямо перед вами. У вас действительно не было с ней проблем в смысле мотивации, послушания?
— А вы видели талантливых и простых? Не бывает. И стереотипов тоже нет. И работы такой – дали задание, молча пошла и как робот делаешь – у нас нет. Я всегда много разговаривала с учениками, без этого у меня ничего не получается. На сегодняшнем этапе жизни мы с Леной общаемся практически на равных. Спортсмен, который выходит на столь высокий уровень – это индивидуальность, личность, талант. Если фигурист не «особенный», то не сможет подняться. А Лена – это, конечно, особенный человек. Очень талантливый.
— Но и вы – не просты, спортсмен же не сам себя учит.
— Ни в одном институте физкультуры не научат тому, что ты заработаешь на своем опыте. Очень важно тренеру, который хочет добиться какого-то результата, пройти все с самого начала вместе с учениками – по крайней мере, у меня этот путь оказался очень важным и нужным. С наскока ничего не получится. Часто говорят, что из великих спортсменов не всегда получаются великие тренеры. Мое личное мнение – когда великий спортсмен заканчивает карьеру, ему сложно начинать работу с маленькими. Потому что есть уже статус, и он немного другого уровня. Прожив профессиональную жизнь, звезды не всегда могут осознать, как вывести ученика на высокий уровень. И спортсмен приходит разный — не всегда готовый под этот уровень, бывает, что даже подростки в силу каких-то обстоятельств не владеют базой. И надо возвращаться «в начало», что-то догонять. А для этого нужен как раз навык работы с маленькими.
— На дебютном взрослом чемпионате мира в Шанхае Лена оказалась с температурой, причем завоевала медаль. Выход спортсмена через «не могу» — явление вполне привычное, как вы уже заметили, большой спорт других не держит. Но: ребенок, температура, перегрузки?
— А с чего вы взяли, что у нее была высокая температура?
— Так вы же говорили сразу после выступления. Цитирую: «И – четко – как мы сели в автобус, который вез на каток перед стартом, это и произошло, поползла температура, 38. Нет, это не нервное, есть насморк, она чихает. Врачи делают, что могут, она тоже. Все мы делаем, что можем».
— Все правильно, но температура у нее была ночью, и с Леной работали врачи. И выходила выступать она, конечно, без температуры. Самое главное слово в такой ситуации – это слово врача.
— Но сбитая температура – тоже не подарок для организма.
— Я функции врача на себя не беру никогда, нам повезло, в тот момент с нами был очень хороший тандем врачей. Контроль был полный. Меня, наверное, кстати, в Шанхае откачивали больше, чем Лену, поверьте. И выводили – уйдите, успокойтесь, все будет хорошо. Естественно, если бы выбор стоял: здоровье или выступление, было бы здоровье. Безусловно. Никто бы ни в одной стране мира не заставил спортсмена выйти на лед в тяжелом состоянии, все смотрят вперед, на перспективу.
— Лена – все же еще подросток, хотя и мудрый, и целеустремленный, она ставит вас в тупик как тренера, просто взрослого человека, наконец?
— Не вспомню так сразу забавный случай, чтобы публику развлечь. Но точно могу сказать, что все сталкиваются с подобным: тебе кажется, знаешь человека от и до, а оказывается – не знаешь и половины. Чем обычно удивляют ученики? Начинают хитрить, а раньше беспрекословно слушались, вдруг хотят «протащить» что-то свое. Когда себя на этом понимании ловишь, оказывается, что ты вовсе к этому не готов. И происходит переосмысление, начинаешь перестраивать себя. Это не просто, но необходимо, потому что все уже будет по-другому.
— Вы сами были одиночницей?
— Да. Правда, были пробы в танцах, я и на полу танцевала, в ансамбле «Спутник» Игоря Моисеева.
— Тренерской дерзости хватит, чтобы взять пары или дуэты?
— Это отдельный и очень интересный мир, но пока я не вижу потребности. Может быть. Не зарекаюсь.
— Карьера тренера состоялась, а в жизни складывался и карьерный рост в банке – от простого кассира до заместителя начальника кредитно-депозитного отдела с большой зарплатой и перспективами. За время, что вы стоите у всех на виду за бортиком, не возникло чувство сожаления: эх, надо было сидеть в банке?
-Да нет. Я как-то спокойно отношусь: на виду я или нет?
— Вам в первом ряду не обязательно стоять?
— Мне – нет. Важен и интересен процесс. Саму работу я люблю делать качественно. А если это принесло какое-то уважение, то вообще здорово.
— Тренеры почему-то часто говорят: успех – это 90 процентов труда, 10 таланта. Мне кажется, это не так.
— Соглашусь, это не то соотношение. Труда конечно, надо много, но на выхлопе более талантливый будет выглядеть лучше, как ни крути. Трудяги всегда достойны уважения. Но если суметь заставить более талантливого человека идти вперед, убедить его, он будет всегда иметь преимущество.
— Вы удобный тренер или нет?
— Для чего и для кого?
— Для спортсменов.
— Для тех, кто хочет – удобный. Кто ищет причину – нет. Ты даешь тренерскую информацию, спортсмен имеет базу. Спортсмен взял информацию и должен на своем теле сам все прорабатывать. Контролировать мозгами работу постоянно. Также думать, развиваться постоянно. Предлагать тренеру – подходы, выходы, позиции. Если есть желание быть первым, он должен понимать, что нужно делать, чтобы выглядеть лучше этих соперников. А не только тренер должен пихать: ну же, давай, надо сделать. Да, тяжело, страшновато, еще какая-то причина, вариантов много таких, когда, вроде мог бы, но не тащит. Приходят родители: Инна Германовна, мы же знаем ваши способности, если вы упретесь в моего ребенка, то он вот это и то сможет. Я говорю: стоп, минуту — а почему я-то должна упираться в вашего ребенка? Я все информационно ему уже дала, чтобы элемент сделать, дальше – он сам. А родители – нет, он этот элемент не делает, значит, вы мало уперлись! Это не чемпионский вариант. Да, можно чему-то научить. Но, когда человек из себя этот результат не вынимает… Лена Радионова умеет преодолевать себя и обстоятельства. Да, вопреки всему. Вот он, этот чемпионский вариант.
— Вам Лену не бывает жалко?
— Да всегда жалко. Но она же … Может, я и вложила в нее понимание, что она должна быть, пусть это и громко прозвучит, гордостью нации. И она хочет такой быть. Не хочет быть двоечницей в школе. А зачем? Умная девочка, она понимает, например, что те же репетиторы — это помощь, не нагрузка. Понимает, что ей все помогают. И ради чего – тоже понимает.
— Получается, если ребенку сказать – вы золотой фонд…
— Не так прямо. Вы должны стремиться, все в ваших руках… И ведь это правда. Тренер берет ребенка, видит талант, ему надо дать цель, стимуляцию. Приходится вкладывать какие-то понятия. Ведь многие молодые сегодня говорят: хочу найти такую работу, чтобы работать меньше, получать больше.
— Во все времена так многие хотели, и будут хотеть. А когда таланта нет, он и не просит ничего.
— Я так не хотела. Кому-то интересно развиться, чего-то добиться, докопаться до какой-то тайны. А кому-то – сидеть в уголочке, ничего не делая, и получать зарплату.
— Есть тренерская ошибка, которую не совершите больше никогда, обожглись?
— Да. Были такие моменты, когда я знала, что спортсмен рано или поздно уйдет. И ждала — пусть люди сами сделают шаг, и ответственность берут на себя. Наверное, никогда больше не буду дожидаться. И второе – если ушел, нельзя брать его обратно. Такое было, теперь – никогда, глубокое убеждение, что этого делать не надо. Когда ребенок в 10 лет уходит, тренер утешает себя тем, что это сделали родители. Потом спортсмен возвращается, тренер думает, что это его решение. Ошибка. Никуда он от семьи не денется. И даже 10-летние дети в тех видах спорта, где ранний выход «в мир» происходит – в фигурном катании, гимнастике, –рано взрослеют. Их вслепую, как котят, не забирают. Наивно думать, что они упираются ногами-руками, а мама: нет, ты уйдешь, и все. Кто предал однажды, то предаст дважды. Это мое мнение.
— Когда вы почувствовали, что этап натягивания колготок на ботинки, как делают девчушки, для Лены закончен?
— В этом году. Потому что она стала потрясающей. Леди. Когда катается, ловлю на мысли – что я ей любуюсь. Сама не верю, что так получилось. Мне нравится. Мне Лена нравится. Что она умная, красивая, такая взрослая. И что она потрясающе справедливая. Благородная, если хотите.
— Она умеет жалеть себя?
— Да. Она бы не была истинной леди, если бы не умела пожалеть себя.
— А вы?
— Не умею. Мне мама говорила: будет очень хорошо, если тебя будут жалеть другие. Меня жалеют мои дети, мой муж. У меня, слава богу, масса чудесных родственников.
— Вы на людях эмоции не проявляете. А внутри ведь явно буря?
— Моя знакомая любила повторять: гены тряпочкой не сотрешь. Наверное. Все-таки генетически обусловлено: среди моих родственников все очень целеустремленные, глубоко дисциплинированные, умеющие держать себя, пусть не в железных, но рукавицах. Конечно, буря. Конечно, пытаюсь держать себя в руках. Нордический характер. Выход есть – семья, кот, цветы на даче, мечты об отдыхе. Я люблю всякие древности, планирую отдых с экскурсионной программой, вникаю в это, на это отвлекаюсь. Есть интересы, которыми я увлекла знакомых и родственников. У нас уже есть группа единомышленников, которые целый год готовятся. Жизнь прекрасна и, конечно, не замыкается на одном фигурном катании. По крайней мере, у меня.
— Я все время нахожу объяснение, почему вы ушли из банка. Российские фигуристки сегодня – это очень сильно. Чемпионат мира, как вы сами сказали, был «убойный». У единственной двукратной чемпионки мира среди юниоров пока нет золота взрослого старта, а конкуренция – просто аховая.
— Стараюсь смотреть на этот момент философски. Обычно говорят о роли личности в истории, а мы — о роли спортсмена в спортивной истории. У меня не было, и нет, такой цели – вышел спортсмен, разок занял высокое место и… ушел. Хочется воспитать фигуриста, которого зрители и судьи будут помнить. Как помнят, к примеру, Катарину Витт, которая далеко не всегда занимала первые места. Или Иру Слуцкую, которая была со вторым местом на Олимпийских играх, но, стопроцентно, – с золотым отливом. Или Елену Германовну Водорезову. Если спортсмен вышел на подобный уровень, его обожают зрители, будут плакать и вставать после выступления, это супер и классно.
— Но все же — не грызут эти чувства: время уходит, соперниц все прибывает?
— А соперники не бывают слабыми. Будь сильнее. Пока – так. И, знаете, мы еще немножечко поработаем и посмотрим, как и что это будет там, в убойной компании.
— Звучит угрожающе.
— Нет, я бы сказала оптимистично.
2023-10-04
2023-04-17
2022-08-14
2022-04-25