Мы связались с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым и попросили его сказать несколько слов в память о прославленном шахматисте.
— С Корчным ушла целая эпоха шахмат. Виктор Львович — это явление в нашей шахматной истории, человек с непростой судьбой, — сказал Кирсан Илюмжинов. — Он был своеобразным как в шахматных партиях, так и в жизни. Неординарным и честным во всем — когда играл в Советском Союзе, когда был вынужден покинуть СССР.
Заслуга Виктора Корчного в том, что он всегда играл в шахматы и всегда был им верен. До глубокой старости он выступал на всемирных шахматных олимпиадах в составе сборной Швейцарии. Ему было уже за семьдесят, восемьдесят, а он всегда приезжал, и играл и выигрывал.
Смерть Виктора Львовича — это большая утрата для Международной шахматной федерации, для всего шахматного сообщества…
Справка «МК»
Чемпионом СССР Виктор Корчной впервые стал в 1960 году, когда ему было 29 лет. После этого успешно продолжил выступать. Однако в середине 70-х Виктор Львович навлек на себя гнев властей за высказывания о том, что в родной стране его зажимают и не дают реализовать шахматный талант.
В 1976 году после турнира в Голландии Корчной решил не возвращаться в СССР. Ему отказали в политическом убежище в Голландии, зато через некоторое время он получил гражданство в Швейцарии, где и остался жить.
Его объявили диссидентом, Федерация Шахмат устроила бойкот. Его семье запретили выезд заграницу, сына осудили за уклонение от армии. Но причины эмиграции были отнюдь не политические, шахматист считал, что в СССР ему не давали и никогда не дадут возможности стать сильнейшим шахматистом.
По словам гроссмейстера, этот пьедестал был «зарезервирован» для угодного властям Анатолия Карпова. Корчной посчитал, что, покинув пределы СССР, он сможет завоевать титул чемпиона мира. Однако этого так и не произошло.
Несмотря на травлю после переезда, великий шахматист не пал духом и продолжил участвовать в турнирах. Он победил в более чем 100 международных матчах.
В 1978 году гроссмейстер был лишен советского гражданства. В 1990 году в гражданстве его восстановили, но на предложение вернуться на родину Корчной ответил решительным отказом. До конца жизни Виктор Львович жил в Швейцарии.