Фауст и Мефистофель. Неизвестный художник. Вена, ХIX век. Из архива автора.
Людовик ХIV тоже увлекался шахматами. В одной из его партий с придворными возник спорный момент.
— Рассудите нас, — сказал король, обращаясь к герцогу Граммону.
— Ваше величество, вы проиграли, — ответил герцог, даже не взглянув на доску.
— Но вы еще не успели вникнуть в суть дела!
— Ваше величество, тут нет никаких сомнений. Ваши партнеры молчат.
В памятнике французской куртуазной литературы ХIII века «Ключ любви» шахматы рассматривалась как дар небес, ниспосланный влюбленным, поскольку игра давала благоприятную возможность встречаться и мило беседовать без постороннего присутствия. Дуэньи и камеристки, постоянно сопровождавшие девушек, при правильно выбранной стратегии быстро засыпали, предоставляя молодым значительную свободу действий.
Один верующий шахматист обратился к своему раввину с просьбой разъяснить, не совершает ли он тяжкий грех, играя по субботам. Прежде чем дать ответ, священнослужитель предложил ему сыграть несколько партий.
— Играть так, как играете вы, сын мой, — сделал вывод раввин, — смертный грех не только по субботам, но и во все остальные дни недели.
Павел I был большим самодуром, но имел одно достоинство — страстно любил шахматы. Однажды в Зимний дворец привели заключенного. Император спросил его:
— В шахматы играешь?
— Немного, — скромно ответил арестант.
— Расставляй фигуры, — велел Павел.
Говорят, царь играл неплохо, но все-таки потерпел три поражения кряду.
— Кутайсов! — подозвал император одного из своих фаворитов. — Прикажи отпустить узника на свободу. Такой замечательный шахматист не может быть преступником!
Судьба Наполеона
Попав на остров Святой Елены, Наполеон мечтал вырваться из плена. Его друзья тщательно продумали план бегства, а инструкцию спрятали в донышко одной из фигур шахматного комплекта, который удалось передать Наполеону. Достаточно было аккуратно отклеить кожаную подкладку под черной ладьей, и великий полководец был бы спасен. Если бы это были современные шахматы артикля М-17, у которых подкладки фигур отрываются сами собой, то, возможно, история Европы потекла бы совсем по другому руслу. Но, провозившись целый час сначала с королем, а затем с ферзем, Наполеон махнул рукой. Ничего не найдя в этих двух фигурах, он уже не стал браться за ладью — смирился со своей судьбой…
Философ
Спиноза часто играл в шахматы со своим домохозяином. Однажды тот спросил философа:
— Объясните, почему я так волнуюсь, когда проигрываю, в то время как вы после проигрыша совершенно спокойны? Неужели вы так безучастны к игре?
— Отнюдь нет, — ответил Спиноза. — Просто когда кто-то из нас проигрывает, один из королей обязательно получает мат, а это всегда радует мое республиканское сердце.
Трудная позиция
В начале прошлого века в знаменитом лондонском кафе «Гамбит» произошел крайне неприятный случай: прямо во время партии умер один из игроков. Все любители были опечалены, но подошел кто-то из завсегдатаев кафе и успокоил их:
— Не волнуйтесь, господа. Все равно у него была проигранная позиция!