фото: Михаил Ковалев
Это сюрреалистичную историю лучше рассказывать по порядку. В октябре 2014 года по центральным российским телеканалам показали бойца батальона «Днепр», истязавшего до смерти 39 мирных жителей. Этим человеком был 32-летний Сергей Литвинов.
— Мы с ним всю жизнь прожили в поселке Камышное Луганской области, — рассказывает супруга Литвинова. — У него образование 5 классов, писать не умеет, читает с трудом. В армии не был, работал пастухом да скотником. Он добрый, никогда меня пальцем не трогал. Дочка у нас, он ее ни разу ремнем не выпорол даже за дело.
Односельчане Литвинова, с которыми я связывала по телефону, говорили про него одно и то же — безотказный, работящий, старательный, дурачок одним словом.
А вот что случилось однажды с этим «деревенским дурачком» с его собственных слов:
-У меня зуб заболел. Так сильно, что я кричал. Гной, наверное, или что там у него. Наш местный доктор сказала, что надо в больницу срочно. А ближайшая — в Ростовской области. Наши, деревенские, все там лечатся. Меня туда привезли на «скорой». Операцию сделали бесплатно. Я лежал в одной палате с ранеными ополченцами. Предложили выпить водки. Я согласился, конечно. Сколько выпили? Три бутылки на четверых…
Ну а дальше, по словам скотника, пьяные ополченцы решили, что он на стороне врага побили его и позвонили спецслужбам. Приехали люди в масках и камуфляже, забрали Литвинова и увезли в лес. Мешок на голове, ток по рукам и ногам…Сергей уверяет, что его резали ножом, стреляли над ухом из автомата, подвешивали к дереву головой вниз и т. д. и т. п.
-Я подумал, что если я признаюсь здесь, то они меня не убьют, — рассказывает Литвинов. — А когда привезут в Москву, там скажу, что все выдумал, и там уже ничего со мной не сделают, отпустят.
В общем напризнавался Литвинов, что он боец батальона «Днепр». И не простой, а каратель (убивал и насиловал женщин, девочек, старушек). Имена выдумывал, адреса тоже. Все это потом и легло в основу обвинения, которое следователь еще литературно обработал — добавил ярких деталей, прибавил зверств. История получилась та еще, Чикатило от зависти бы в гробу перевернулся.
То, что признательные показания даны под пытками, косвенно подтверждают два факта. Во-первых, медики ростовской больницы говорят, что Литвинова люди в масках забирали здоровым, а вернули окровавленным (после чего снова забрали и уже «с концами»). Во-вторых, у меня на руках заключение психологов и психиатров, среди которых светила науки, в числе которых, к примеру, зав. кафедрой НИЦ судебной экспертизы и криминалистики при Калужском государственном университете, профессор, доктор психологических наук Вали Енгалычев, имеющие 39 лет стаж работы в психиатрии. Цитирую результаты:
«Литвинов вывозился неустановленными лицами из больницы Ростовской области в неизвестный населенный пункт, где подвергался физическому и медикаментозному воздействию (пыткам) с целью дачи признательных показаний об участии в карательных операциях батальона «Днепр».
Против ареста Литвинова в Басманном суде Москвы выступил прокурор (уж очень сомнительными ему показались обвинения). Но тщетно. Не зря же скотника везли из Ростовской области в Белокаменную. Формально суд вынося постановление об аресте, прав: Литвину вменили две самых серьезных статьи УК — 105 ч.2 «убийство» и 356 ч.1 «жестокое обращение с гражданским населением, а также применение во время войны средств и методов, запрещенных Женевской конвенцией».
В московском СИЗО № 5 сокамерники научили неграмотного Литвинова писать, и он «нацарапал» жалобы везде, куда только можно. Согласно судмедэкспертизе НИИ им. Сербского, сексуальных отклонений у него нет. Другая экспертиза, на полиграфе, показала, что участия в расстрелах военных, убийствах и изнасилованиях детей он не принимал, в батальоне «Днепр» не воевал. Но главное даже не это, а то, что жертв — нет! Нет и все тут!
Прокуратура Луганской области прислала консулу Украины в России ответ, что никто с названными Литвиновым фамилиями в этой местности не проживает (а некоторых адресов, где он якобы убивал, в принципе не существует). И вообще правоохранительные органы пояснили, что местные жители не обращались ни по факту убийства, ни по факту пропажи своих близких. Даже в моргах региона трупов в указанные даты или просто похожих по описанию не было!
На все это ушло больше года. В итоге обвинение в убийствах и издевательствах было целиком и полностью с Литвинова снято. Уголовное преследование по этим статьям прекращено постановлением, вынесенным 25 ноября 2015 года. Казалось бы, победа. Но нет. Не отпускать же этого деревенского дурачка вот так просто на свободу? Вдруг он еще (наученный правозащитниками) потребует возмещения ущерба за незаконное преследование? В общем, вместо всех прежних обвинений следствие предъявило новое: якобы он совместно с двумя неустановленными военнослужащими в конце июня — начале июля 2014 года в селе Колесниковка Станично-Луганского района Луганской области Украины отнял у гражданина России Александра Лысенко два автомобиля.
«С апреля 2014 по 15 февраля 2015 на территории юго-востока Украины проходил вооруженный конфликт между ополчением самопровозглашенной Луганской и Донецкой народных республик и «Национальной гвардией» и Вооруженными силами Украины», — именно с этих слов начинается обвинительное заключение (есть в распоряжении «МК»). Следствие словно подчеркивает: дело весьма серьезное, преступление совершено при весьма значительных обстоятельствах.
«Вступив в преступный сговор с не менее чем двумя представителями силовых структур Украины, вооруженными автоматами Калашников, Литвинов, находясь в состоянии алкогольного опьянения… подъехал к дому потерпевшего по адресу…забрали целью хищения автомобиля».
Потрепевший – гражданин РФ, владеющий домом в Станично-Луганском районе Украины. У него там стояло две машины – УАЗик и «Опель фронтера»,и якобы преступники хотели похитить «Опель», но тот не ехал (аккумулятора не было), и его пришлось буксировать на тросе с использованием УАЗ. При этом в доме был сам потерпевший, которого Ливтинов и двое военных избили. В общем грабеж в чистом виде.
Читаю показания потерпевшего и никак картина не складывается. Про два свои автомобиля потерпевший рассказывает странные вещи – кто продал их ему не помнит, один почему-то оформлен на совершенно чужого человека («Фактическим собственником был я, деньги платил за него тоже я»), ФИО нотариуса не помнит. Литвинов уверяет, что увидел его в первый раз во время очной ставки. А защита Сергея доказала, что потерпевший в указанный период не был на территории Луганской области. Как бы то ни было это интереснейшее дело уже точно не состоявшегося карателя, но еще вполне возможно грабителя сейчас рассматривается в Тарасовском районном суде Ростовской области. Обвинение запросило 9 лет строгого режима…
И все-таки в этом деле есть то, что спрятано очень глубоко. Нет, речь даже не о том, что Литвинова могли использовать с целью пропаганды и та, и другая сторона. — На допросах Литвинов говорил, что его пытали то бойцы Национальной гвардии, то сотрудники спецслужб, — рассказывает адвокат Паршуткин. — Было еще масса противоречий в его словах, который наталкивали на определённые мысли.
Вот несколько возможных вариантов того, что было в действительности. Спецслужбы могли попросить Литвинова оказать им услугу (за вознаграждение, которого бедному скотнику и его семье хватило бы на всю жизнь). Могли сказать что то вроде: «Ты признайся, что был карателем, убивал, насиловал, посидишь немножко, а потом мы тебя отпустим и денег дадим». Вот он первоначально и дал все свои признательные показания, и подписал кучу бумаг. А потом он сидит в тюрьме месяц, другой, третий, никто его домой не отправляет, денег не дает, вот он и возмутился. Из чего можно сделать такой вывод? Он пару раз проговорился своему защитнику, что ему что-то обещали за его признания.
Версия вторая. Литвинов в своем селе работал у одного местного предпринимателя, и тот его мог «продать» ополченцам. В тот период в их поселке был палаточный лагерь украинских силовых структур. Литвинов ходил туда иногда, общался с военными, те спрашивали про ополченцев — где видел, сколько? «Контакт с военными на бытовом уровне» был, это подтверждает психиатрическая экспертиза (документ тоже есть в распоряжении «МК»). Вот «хозяин» мог про это ополченцам рассказать, те его избили и сообщили куда следует, а предприниматель получил свое вознаграждение.
Как бы то ни было это удивительная история про дурочка-«карателя» — урок нам всем. Война страшна не только тем, что там гибнут люди. Война позволяет выдавать желаемое за действительное. Создавать иллюзию, которая устраивает одних, будоражит кровь другим. И где истина за всей этой кровью, грязью, деньгами сразу и не разберешь.
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23