В последний день военных совещаний, которые всю неделю шли в Сочи, выяснилось, что все это время особенно беспокоило Владимира Путина. Это была не кампания в Сирии, которая, по мнению президента, оказалась весьма успешной. И не проблемы с выполнением гособоронзаказа. И уж тем более не оторванная от двери «уазика» ручка. («Это просто к курьез, нужно относится к таким вещам с юмором», — посоветовал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков).
Настоящую бурю эмоций вызвала у главы государства радиолокационная станция в Румынии, запущенная в торжественной обстановке в присутствии премьера этой страны Дачиана Чолоша, генсека НАТО Столтенберга и первого замминистра обороны США Роберта Уорка 12 мая.
«Последние события говорят о том, что ситуация в мире не становится лучше, она усугубляется. Я имею в виду размещение в Румынии радио-локационной станции как одного из элементов перспективной системы ПРО», — так начал ВВП итоговое совещание с командующими и представителями ОПК.
Румынская РЛС — это огромный комплекс, который строился три года и обошелся НАТО в $800 млн. Под его размещение было выделено 175 га, где разместились сама установка, центр оперативного управления батареями ПРО и мобильные батареи МК-41 с ракетами-перехватчиками SM-3.
Развертывание комплекса началось в конце 2015 года, а буквально на днях было объявлено о его успешном завершении. США называют румынскую РЛС ключевым компонентом европейской части ПРО, которая поможет защитить Европу от возможной агрессии маргинальных и потенциально опасных стран, типа КНДР и Ирана, но у Владимира Путина другая точка зрения.
— Если, используя свои возможности в СМИ, они кого-то могут ввести в заблуждение, что это не угрожает России и что это исключительно оборонительная система, то присутствующих за этим столом, — тут президент обвел взглядом молча внимавших генералов, — Никто в заблуждение не введет. Это не оборонительная система! Это часть ядерного стратегического потенциала США, вынесенная на периферию, в данном случае в Восточную Европу.
ВВП напомнил, что Россия неоднократно предлагала США воздержаться от этого шага: «Мы много раз говорили о наших озабоченностях, предлагали совместную работу, но все это было отвергнуто.» Расплачиваться за эту недальновидную политику, дал понять Путин, придется не только американцам, но их союзникам в Восточной Европе:
— Люди, которые принимали соответствующие решения, должны знать: до сих пор они жили спокойно, безбедно и в безопасности. Но теперь, после размещения этих элементов ПРО, мы вынуждены будем подумать о том, чтобы купировать угрозы, возникающие в отношении безопасности РФ, — предупредил президент.
Кроме того, запуск румынской РЛС неминуемо приведет к нарушению договора о ракетах средней и малой дальности. По мнению Путина, НАТО не удержится от соблазна использовать для размещения таких ракет пусковые установки, уже находящиеся на территории Польши.
«Переоборудование происходит в очень короткие сроки и незаметно для России. Мы даже не сможем это контролировать!» — посетовал ВВП. Он подчеркнул, что после выхода США из договора по ПРО нарушение договора о ракетах средней и малой дальности станет вторым ударом по системе международной безопасности.
Все шаги США (а ведь есть еще система «Иджис», предусматривающая размещение элементов ПРО на кораблях в Средиземном море) свидетельствуют о начале новой гонки вооружений. И хотя Россия, по словам Путина, в эту гонку втягиваться не собирается, Министерство обороны должно подготовить симметричный и чувствительный для НАТО и его партнеров ответ. «Мы пойдем своим путем, — перефразируя юного Ленина, сказал президент, — Объемы финансирования перевооружения армии и флота не изменятся, но сами планы будут скорректированы, чтобы купировать возникающие для безопасности РФ угрозы.»
Вышедший к журналистам после совещания военный вице-премьер Дмитрий Рогозин отказался сообщить, каким именно будет ответ Кремля и появятся ли комплексы «Искандер» в Калининградской области.
Он подчеркнул, что руководству страны понято, зачем элементы ПРО пододвигаются к границам России: «В случае возникновения конфликта они просто не дадут нашим ракетам взлететь». Из этого можно сделать вывод, что перед учеными и военными инженерами ставится задача научить новые баллистические ракеты, создающиеся в рамках программы перевооружения, «обманывать» и прорывать любую ПРО. Это косвенно подтвердил и сам Рогозин. «Ответ будет современным, военно-техническим и незатратным», — резюмировал он.