фото: Наталия Губернаторова
Еще в понедельник вечером российская шерпа в G20 Светлана Лукаш предупредила, что впечатление, полученное журналистами от просмотра трансляции из кулуаров саммита, является обманчивым. Путин вовсе не был одинок и не грустил, как показалось многим. Напротив — все лидеры хотели с ним общаться. «Он был одной из самых популярных фигур», — заверила шерпа. Задумчивый сосредоточенный взгляд, с которым ВВП появлялся на экранах ньюс-рума, по ее мнению, свидетельствует об интеллекте президента. «Президент — умный человек, а задумчивый взгляд это свидетельство ума», — считает Лукаш. Ей очень понравилась атмосфера на саммите, а «интерпретировать кадры трансляции — это неправильно».
Лукаш также рассказала, когда именно состоялась беседа, и почему рядом с президентами валялись пустые бутылки. Оказалось, Обама и Путин вышли вместе после рабочего ланча, на котором обсуждались вопросы, предваряющие парижскую конференцию по климату, и стали искать, где присесть. В зале для кофе-брейка специальных мест для переговоров предусмотрено не было, поэтому президенты заняли первые попавшиеся свободные кресла. Из-за шума им пришлось близко наклоняться друг к другу, а напряжение на их лицах объясняется желанием расслышать и понять собеседника. «Мне понравилось, как проходила беседа», — сказала Лукаш, уточнив, что не слышала содержание разговора и не знает, о чем конкретно шла речь. Интересно, что российские чиновники по-разному оценили продолжительность разговора. Помощник Путина Юрий Ушаков сказал, что он длился около 15 минут, пресс-секретарь президента — 20 минут, Светлана Лукаш — 45 минут. Шерпа объяснила свои ощущения тем, что перерыв растянулся дольше запланированного получаса, и большую часть отведенного на отдых времени Путин и Обама провели вдвоем.
Между тем, Дмитрий Песков призвал журналистов не делать скоропалительных выводов о переломе в российско-американских отношениях. Беседа, действительно, была конструктивной и по ряду вопросов — например, о праве сирийцев самостоятельно определять свою судьбу — позиции сторон сошлись. «Но за 20 минут нельзя перевернуть отношения!» — подчеркнул Песков. После Обамы российский президент там же на кофе-брейке успел переговорить с японским премьером Синдзо Абэ. Официальная хроника опять-таки показала их сосредоточенные лица (На снимке Владимир Путин с подозрением изучает бумаги, подсунутые ему Абэ). Но Кремль уверяет, что все хорошо, и Япония, несмотря на санкции, продолжает оставаться одной из немногих стран, с которыми у России сохранился не только политический, но и экономический диалог.
|
Владимир Путин встретился с Дэвидом Кэмероном и Маттео Ренци (4 фото)
Скорее всего недоброжелательность турецкого хоста, отвечавшего за официальную трансляцию саммита, к Владимиру Путину объясняется резко ухудшавшимися после начала российской операции в Сирии отношениями двух стран. 90% снимков изображали Реджепа Эрдогана и Барака Обаму. А остальные 10% в равной пропорции поделили между собой другие участники саммита. Причем, за их лицами и позами явно никто не следил. Например, президента Бразилии Дилму Роусефф турецкий фотограф запечатлел в позе страстной латиноамериканской вдовы, с плотоядной улыбкой устремляющейся навстречу предмету своих чувств. Так что Путину с его грустно-сосредоточенным взглядом, можно сказать, еще повезло.
Если за критерий отношений между лидерами принять продолжительность и содержание публичной части их двусторонних встреч, то выстроится следующая иерархия. Дольше всего Путин общался с китайским председателем Си и премьером Италии Матео Ренци — последний даже успел припомнить блюда национальной кухни, которыми его угощали в российском павильоне ЭКСПО. Британец Дэвид Кэмерон заранее анонсировал свой месседж ВВП. «Во время разговора я хочу сказать: смотрите, есть одна тема, по которой наши позиции совпадают — мы были бы в большей безопасности в России и в Великобритании, если бы уничтожили ИГИЛ. Это то, на чем мы должны сфокусироваться», — заявил он журналистам и позднее, действительно, повторил Владимиру Путину. Самой скупой на слова оказалась Ангела Меркель: поскольку ее переговоры с российским лидером, из-за растянувшегося на 3 часа ужина, состоялись уже глубокой ночью, канцлер лишь позавидовала фотографам, которые после нескольких снимков смогут отправиться спать. Наконец, публичная часть встречи Путина и Эрдогана прошла в полном молчании. Только выходя из помещения журналисты услышали, как российский президент говорит по-английски: «Гуд. Вери гуд». Однако это замечание, как выяснилось, относилось к предыдущему контакту с Ангелой Меркель.
Что значит «вери гуд» в нынешних российско-германских отношениях, журналистам пояснил Дмитрий Песков. Как и в случае с Обамой, никакого поворота на 180 градусов, естественно, нет. Лидеры просто провели предметную и конструктивную беседу по двум темам — борьба с терроризмом и Украина. В менее конструктивном ключе обсуждалось соглашение об ассоциации Украины с ЕС — оно должно вступить в силу с 1 января 2016 года. Песков посетовал, что контакты с европейскими партнерами не приносят результатов: последствия имплементации документа по-прежнему остаются негативными. «Даже наблюдается некий регресс с точки зрения нежелания учитывать озабоченность и интересы России», — сказал он. Напомним: если компромисс не будет найден, Кремль обещал отказаться от свободной торговли с Украиной в рамках СНГ. Что касается содержания российско-турецкого диалога, то Песков немного смог сказать на этот счет. Основной итог переговоров — согласование даты очередного заседания межгосударственной комиссии, где решаются ключевые вопросы экономического сотрудничества двух стран (В частности, в 2014 году было объявлено о создании «Турецкого потока»). После того, как Кремль начал бомбардировки Сирии, появились слухи, что Анкара в знак протеста может отказаться не только от самого формата, но и от совместных проектов в сфере энергетики. Однако, по словам Пескова, интерес к «Турецкому потоку» и строительстве АЭС «Аккую» у турецких партнеров сохраняется. Путин и Эрдоган предметно обсудят эти проекты 15 декабря в Санкт-Петербурге. «Он человек прямой, открытый и очень опытный», — прокомментировал переговоры с турецким лидером ВВП, — Мы с ним очень долго говорили и мне показалось, что мы можем нащупать общие точки.»
Камнем преткновения в «сирийской» проблематике двусторонних встреч, как и следовало, ожидать стала судьба Башара Асада. Позиция Турции по этому вопросу хорошо известна. Дэвид Кэмерон также не стал скрывать имеющихся разногласий. «Пробел между нашими позициями огромен, — признал он после переговоров с ВВП, — мы считаем, что Асад должен уйти сразу, а русские его поддерживали и продолжают поддерживать. Но мы не должны позволять, чтобы эти разногласия стали неким алтарем, на котором будет зарезана Сирия. Это вызов, который требует компромиссов». Таким компромиссом, по словам источников, мог бы стать поиск альтернативной Асаду и приемлемой для всех игроков фигуры. Но у Запада и его союзников пока нет консолидированной позиции на этот счет. Дмитрий Песков в свою очередь заявил, что достичь договоренностей между Россией и Западом в принципе невозможно, поскольку «единого Запада не существует». «Ведется филигранная дипломатическая работа со всеми заинтересованными сторонами», — уточнил он. Сам президент в беседе с журналистами посетовал на недоверие со стороны западных лидеров. По его мнению, они не хотят давать России цели, по которым нельзя бить, поскольку боятся, что она тут же нанесет по ним удар. «Видимо, судят по себе», — усмехнулся ВВП. Он сообщил, что на саммите поделился с коллегами имеющейся у Кремля информацией о финансировании террористов, платежи которых проходят в том числе через некоторые страны «двадцатки», и о масштабах организованной ими нефтеторговли, продемонстрировав снимки с военных самолетов и спутников.
Особняком в повестке двусторонних встреч Путина стояла его беседа с главой МВФ Кристин Лагард, где обсуждалась проблема 3-х миллиардного долга Украины. Глава Минфина Антон Силуанов после переговоров сообщил, что РФ сделала главе фонда «интересное предложение», а Владимир Путин на брифинге пояснил его суть. По словам президента, Россия готова пойти даже на лучшие условия реструктуризации, чем просит МВФ. «Они считают, что мы должны пойти навстречу и перенести платеж на 2016 год, мы предлагаем растянуть погашение до конца 2018 года и в год получать по $ 1 млрд». Но под гарантии США, Евросоюза или солидного международного института», — сказал ВВП. «Раз наши партнеры верят, что кредитоспособность Украины будет расти, пусть они дадут гарантии!» — добавил он. По словам Путина, он уже успел обсудить этот вопрос с Бараком Обамой и главой финансового ведомства США. В ближайшее время консультации будут продолжены: Россия настаивает, чтобы окончательное решение об условиях реструктуризации было принято к началу декабря.
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23