фото: Наталия Губернаторова
По сравнению с былой внешнеполитической активностью Владимир Путин сейчас выглядит чуть ли не отшельником. Предстоящий визит в Грецию — его первый выезд за пределы Союзного государства (в феврале президент посетил Минск) с ноября 2015 года, когда он побывал на климатическом саммите в Париже. А если говорить об официальных визитах в Европу, то глава государства не совершал их больше года — с момента поездки в Венгрию в феврале 2015-го. Для сравнения: в 2004 году Путин выезжал за границу 26 раз, совершив 13 официальных и рабочих визитов.
Справедливости ради: у президента есть причины обижаться на Европу. Последнее время Россия честно старается искать компромиссы, чтобы разрубить донбасский узел. Но Евросоюз упорно не замечает ее усилий. Даже госсекретарь США Джон Керри признал, что последние переговоры «нормандской четверки» были продуктивными. А вот по мнению главы Евросовета Дональда Туска, сейчас «наблюдается гораздо меньше прогресса в реализации Минских соглашений, чем год назад», поэтому давление — экономическое и политическое — должно быть продолжено.
Даже те страны, которые публично вроде бы поддерживают снятие санкций с России (в их число входит и Греция), на саммите Евросоюза стабильно голосуют против, руководствуясь, как они говорят, принципами евросолидарности. И Путин, похоже, уже начал терять терпение. «Россия исходит из необходимости выстраивания равноправного, подлинно партнерского диалога с Евросоюзом. Однако встречной готовности идти таким взаимовыгодным и перспективным путем у европейских коллег мы не видим», — обиженно написал президент в своей статье, опубликованной в преддверии визита в греческой газете «Катемирини». ВВП считает, что отношения между Россией и Европой находятся на опасной развилке. И надо не откладывая задуматься над вопросом: каким мы видим будущее наших отношений, в каком направлении мы собираемся идти?
В случае с Грецией ответ на него более-менее ясен. Кремль готов закрыть глаза даже на непоследовательность Афин в вопросе санкций, понимая, что греческие власти находятся в сложной финансовой ситуации и для решения долговой проблемы вынуждены считаться с политикой Евросоюза. «Греки выступают за возобновление политического диалога РФ и ЕС и против санкций, но вынуждены следовать официальной еэсовской линии», — заступается за правительство Ципраса помощник Путина Юрий Ушаков. По его словам, на переговорах греки постоянно ставят вопрос о поставках в Россию своей сельхозпродукции, но решение этого вопроса связано с пакетом санкций и наших ответных контрмер. Напомним, что Ципрас в прошлом году аж дважды приезжал в Россию — с официальным визитом и на Петербургский экономический форум. В январе 2016-го в Москве находился президент Греции Прокопис Павлопулос.
Ушаков говорит, что вопрос отмены эмбарго на греческую клубнику и прочие овощи-фрукты не будет подниматься в Афинах — Россия не предусматривает преференций и особых условий для отдельных, пусть даже наиболее дружественных стран. Основными темами переговоров станут вопросы энергетики и военно-техническое сотрудничество — здесь Россия и Греция теперь вместе «дружат» против Турции. В Кремле рассчитывают, что альтернативой замороженному после инцидента с российскими летчиками «Турецкому потоку» может стать итало-греко-российский проект «Посейдон» — осталось только найти третью страну, через которую газопровод, проходящий по дну Черного моря, дойдет до греческой границы. Интерес Афин к российскому оружию Ушаков комментирует так: «У Греции есть постоянная задача — сдерживание Турции». Кроме того, российские компании проявляют неподдельный интерес к приватизации греческих активов. Среди возможных приобретений — железнодорожный оператор и порт Салоники, который даст России выход в Средиземное море.
Уже официально объявлено, что на второй день визита, 28 мая, Путин совершит паломничество на Святую гору Афон — это будет уже второе посещение российским президентом православной святыни. В первый раз ВВП собирался на Афон в 2001 году, но помешала снежная буря, во время второй попытки в 2004 году случился захват школы в Беслане. И только год спустя Путину наконец удалось добраться до великих старцев. На этот раз паломничество связано с тысячелетием присутствия русского монашества на Афоне, сопровождать президента будет патриарх Кирилл. ВВП встретится с членами руководящего органа Афона — Священного кинота, после чего посетит русский Свято-Пантелеймонов монастырь, где его встретят уже знакомые ему старцы во главе с архимандритом Иеремией. В прошлый визит Путина Иеремии было 90 лет, а сейчас — 100! Вряд ли президент упустит возможность во время частной беседы поинтересоваться секретом такого удивительного долголетия.
А вот для Элтона Джона места в его ближайшем графике не нашлось. Хотя певец и президент будут находиться в Москве 30 мая, в Кремле, очевидно, решили, что обсуждать проблемы сексуальных меньшинств с самым ярким их представителем после визита на Святой Афон будет как-то чересчур… Придется Элтону Джону подождать более подходящего момента…
Однажды старца навестил его давний друг — один известный русский эмигрантский деятель (его имя я сознательно не называю), подобно батюшке также испытавший горькую чашу страданий в советских и немецких концлагерях. Завязалась дружеская беседа, обмен воспоминаниями…
Один из присутствующих монахов стал расспрашивать гостя о пережитом им в советских концлагерях… И тот поделился своими бедами и болью, подчеркнув, что люди в лагере были хуже собак, были невероятно жестоки, издевались… И тут же добавил, что отец Иеремия может рассказать не меньше ужасов, ведь там все прошли одно и то же. И обратился к батюшке…
В ответ отец Иеремия, немного помолчав, как-то спокойно и благоговейно говорил: «Да-да, я помню… Я помню, когда мои родители погибли, начальник лагеря вызвал меня, дал три рубля на карманные расходы и посоветовал ночью бежать… И я сбежал. Три года скитался, пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!»
Собеседники почувствовали некую неловкость, и, чтобы как-то переключиться, присутствующий монах спросил у гостя о немецких концлагерях. Тот стал рассказывать, что в нацистских лагерях было еще хуже и что при виде немцев он до сих пор с трудом сдерживается… Не может забыть тех издевательств, что довелось пережить. И добавляет, что отец Иеремия тоже может рассказать, какие там были нечеловеческие условия…
В ответ батюшка, опять слегка помедлив, заулыбался, как будто вспомнил что-то приятное, и сказал: «Да-да, я помню… Помню немецких женщин, которые каждый день приходили и бросали нам через колючую проволоку хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Спасибо за все Господу!»
Задумавшись над сказанным, я поразился, как старец Иеремия, пережив столько горя, страданий и лишений, не только не ожесточился, не потерял веру, но даже и из этих тяжких испытаний помнит только самое хорошее, доброе… Рассказывает о тех ужасных в его жизни событиях с улыбкой, как о чем-то приятном. И главное, за все благодарит Бога.
В этом, видимо, и кроется духовная тайна старца Иеремии. Тайна его внутреннего подвига и долголетия.
По рассказам заведующего библиотекой Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря монаха Ермолая.
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23