Дословно г-н бундесминистр сказал следующее: «Мы все еще не можем прийти к консенсусу по вопросу местных выборов на Донбассе. Организация подготовки к ним является сложной, и взгляды отличаются. Сложно достичь консенсуса, но впервые предложения украинской стороны обсуждались вместе с российской стороной. (…) Мы посоветовались и есть несколько предложений, в частности, попробуем в течение следующих нескольких месяцев достичь компромисса относительно политического процесса. Я надеюсь, что этот компромисс будет четким, и мы увидим реальные шаги. И Россия, и Украина будут сотрудничать вместе ради безопасности на Донбассе».
В общем, вы поняли. Особенно с учетом того, что «пробовать достичь компромисса относительно политического диалога» стороны начали уже более года назад, а воз и ныне там.
Подобные итоги столь многообещающих (как кому-то казалось) встреч подтверждают и участники переговоров со стороны Москвы. Временная перспектива палестино-израильского конфликта в донецких степях становится все более отчетливой — с поправкой на то, что роль арабского мира в сложившейся ситуации выполняет Россия.
Но если Израиль все-таки пришел к необходимости переговоров с Палестиной, то руководство современной Украины, вопреки исторической логике, продолжает сопротивляться началу прямого диалога с представителями Донбасса. Проблема, как всегда, в деталях – несмотря на то, что минские соглашения прямо говорят о необходимости согласований (то есть, переговоров) всех принимаемых параметров Киевом с Донецком и Луганском, министр иностранных дел Украины пан Климкин продолжает настаивать на формуле – прежде чем вести переговоры, необходимо перевыбрать тех, с кем вести переговоры.
А поскольку с действующей властью Донбасса Киев не хочет иметь ничего общего, то и вопрос выборов не считает возможным с ней согласовывать, требуя незамедлительно «вернуть контроль над границей». И никакие призывы Берлина, Парижа, Москвы и даже Вашингтона не могут пока изменить эту традиционную в своем упорстве украинскую логику.
Глупее всех в этой ситуации выглядит немецкий министр, ранее неоднократно анонсировавший принятие закона и проведение местных выборов на Донбассе «до середины года». Правда, до того он был подписантом знаменитого «гарантийного письма» Януковичу от 21 февраля 2014 года, согласно которому бежавший президент должен был не бежать, а передать власть на демократических выборах лишь в конце 2014-го. Но история (в лице американских партнеров) распорядилась иначе. Увы, знаменитая национальная черта германцев — педантизм и скрупулезность — в его случае себя совершенно не оправдывает. Хотя возможно, он и не при чем. Традиционный обман партнеров, почему-то считающийся на Украине хитростью, может подмочить репутацию любому мировому политику, решившемуся вступить в деловые отношения с Киевом. Не удивлюсь, если через какое-то время в схожей ситуации окажется и г-жа Нуланд, в конце апреля также заявившая о перспективе местных выборов на Донбассе «этим летом».
То, что украинская политика делается исключительно по звонку из Вашингтона, не отменяет необходимости «усиленно работать» не только со старшим, но местами со средним и даже с младшим комсоставом украинских политиков. График последнего киевского визита Виктории Нуланд тому ярчайшее подтверждение – помимо президента, Виктории пришлось заглянуть почти в каждую фракцию Рады и уделить внимание рядовым депутатам. Очевидно, потому как более ни от кого они уже не готовы услышать наказы избирателей.
А с учетом ожидающегося визита в Киев Джона Керри становится страшно за американского госсекретаря – в его годы врачи уже не рекомендуют столь напряженные графики. Шутка ли, для одного только принятия псевдоконституционной реформы-мнимости необходимо переговорить с 301-м депутатом. Осилит ли г-н Керри такой размах?
На этом фоне результатом украинского упорства может стать обособление Порошенко с перспективой уже тотального геополитического одиночества Киева. Опаснее всего в сложившейся ситуации как раз то, что в момент пересменки элит в США, президентских выборов во Франции и парламентских в Германии именно Украина может стать детонатором никому не нужного взрыва. Просто потому что Порошенко и его окружение в очередной раз передумают исполнять взятые на себя обязательства и захотят еще поторговаться. Например, как сейчас – когда украинскому президенту не нужны досрочные парламентские выборы – единственное очевидное для него последствие объявления местных выборов на Донбассе. Значит? до очередного разговора с дядюшкой Джо (Байденом) или спонтанного политического кризиса не о чем и говорить.
Тем временем народные республики Донбасса на днях отметили уже вторую годовщину своего (само)провозглашения по итогам референдума 11 мая. Подобные праздники становятся уже почти рутиной. А 4 мая состоялась вторая «прямая линия» Александра Захарченко с жителями Украины. После успешного общения с харьковчанами лидер ДНР отвечал на вопросы одесситов. И Киеву бы стоило об этом хорошо подумать. Если конечно, он все еще на что-то рассчитывает.