Взвесив все «за» и «против», к концу дня Ереван, видимо, решил переиграть свое решение. Оказывается, в пояснении к заключению правительства сказано, что законопроект может быть принят только в том случае, если к этому Армению и Арцах подтолкнут внешние факторы. Зачем в таком случае вообще надо было собираться на заседание и передавать документ на рассмотрение в парламент, в правительстве не пояснили.
Законопроект подготовили депутаты оппозиционных парламентских фракций «Наследие» и «Армянский национальный конгресс» Заруи Постанджян и Грант Багратян. Ранее народные избранники неоднократно пытались протолкнуть это решение, но еще ни разу у них не получалось пройти правительственное обсуждение.
Уверенный в своих коллегах в исполнительной ветви власти Армении глава МИД России Сергей Лавров сказал, что не следует обращать большого внимания на законопроект, выдвинутый двумя оппозиционными депутатами. При этом министр отметил, что Ереван гарантировал ему приверженность мирному урегулированию конфликта. Когда же стало известно, что правительство Армении одобрило законопроект, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что с Кремлем по этому вопросу никто не советовался.
А вот в МИД Азербайджана привыкли всегда рассчитывать на худшее, когда речь заходит о судьбе Степанакерта. Поэтому там заранее заявили, что Ереван наплевал на решения Совбеза ООН и начал подготовку к полному срыву политического урегулирования конфликта. В ведомстве подчеркнули, что если армянские власти все же признают Арцах, вся ответственность за последствия ляжет на них.
«МК» выяснил у экспертов, чем закончится эпопея с признанием Нагорно-Карабахской Республики:
— Раньше Ереван считал, что надо продолжать переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ, которая хорошо себя зарекомендовала. Но после того, как мировое сообщество не выступило с однозначным осуждением Баку за ту войну, которую он развязал 2 апреля, настроение в армянском обществе стало серьезно меняться. Нынешний законопроект о признании Нагорного Карабаха следует считать не только депутатской, но и правительственной инициативой. Этот документ играет сдерживающую роль: когда Азербайджан вновь попытается захватить Нагорный Карабах, Армения сразу же признает его, потому что если международное сообщество не в состоянии сдержать агрессора, армяне будут защищать себя сами. Сейчас это актуально, потому что Баку активно перебрасывает на границу Карабаха свои войска. При этом Ереван остается сторонником переговорного процесса и потому не станет без повода признавать Арцах в одностороннем порядке, так как это разрушит весь тот прогресс, которого удалось добиться с 1994 года. Законопроект может лежать в парламенте столько, сколько нужно. Даже вопрос, который выносится для срочного рассмотрения, может переноситься, откладываться и так далее.
— Этим жестом Ереван показывает, что политический процесс урегулирования конфликта с Азербайджаном зашел в тупик и теперь речь идет о самом крупном срыве перемирия с 1994 года. Но подобные действия армян могут поставить весь регион на грань катастрофы. Если Армения признает Нагорный Карабах и никто из мировых держав не поддержит ее решение, это будет означать фактический срыв переговорного процесса, так как Азербайджан использует этот закон как аргумент для выхода из Минской группы. Более того, Ереван станет официальным участником войны с Баку за независимость Степанакерта и тем самым поставит Россию в невыгодное положение. С одной стороны, Москва должна будет исполнить свои союзнические обязательства по ОДКБ и напасть на Азербайджан, а с другой — она может сказать, что Ереван принял одностороннее решение и потому поддерживать его не обязательно. Но тогда скрывать кризис одной из интеграционных систем на постсоветском пространстве будет уже невозможно.