|
фото: Алексей Меринов
фото: Геннадий Черкасов
В этом, на мой взгляд, и состоит Великая Альтернатива человеческой цивилизации в XXI веке.
Какой могла бы быть цивилизация, способная «справиться» с глобальными проблемами, уже вставшими перед человечеством?
В докладе, который я представил очередному собранию Международного союза экономистов (на основе которого и написана эта статья), обозначены следующие «фундаменты» новой цивилизации.
Первый. Человек Разумный. Не Экономический, а Разумный. Разумный Человек заботится о себе и обо всем человечестве как главном факторе решения и личных, и общих проблем. В итоге — Разумный Эгоизм и Разумный Коллективизм.
Для Разумного Человека главное — не удовлетворение потребностей. Он, конечно, должен есть и одеваться, но прежде всего он должен думать. Как правильно есть? Как правильно одеваться? Как правильно жить?
Главной потребностью Разумного Человека является Развитие Интеллекта.
Второй фундамент новой цивилизации: человечество как семья. Важной чертой Разумного Человека является переход от идеи, что главное в его жизни своя Семья и свои Дети, к идее того, что главное для него — все человеческое сообщество (как это и предполагали, например, социалисты-утописты).
Вместе с расширением понятия Семьи до понятия все Человечество исчезнет главная основа частной собственности: необходимость создания ресурсов для своей семьи. Отпадет потребность в государстве.
Характерна логика Человечества. Сначала человек держится за свое стадо, свою орду, свой род — как главные факторы его выживания. Затем главным становится своя Семья. А в будущей Цивилизации все, что связано с заботой о Семье, переместится на все Человечество.
Размышляя о перспективе Семьи в будущей цивилизации, я хотел бы сделать четыре замечания.
Первое. Живая природа дает нам яркие примеры прекрасных парных семей — у тех же лебедей. Но природа полна примеров разных форм групповой семьи — у многих млекопитающих. Природа демонстрирует и примеры полного отсутствия и парной, и групповой семьи — у пчел или муравьев.
Второе. Считается, что Семья и Любовь неразрывны. Но в Ветхом Завете есть глава с прекрасными словами о Любви — Песня песней, в которой Семья не упоминается.
Третье. Даже нынешняя цивилизация сочетает Семью с безбрачием некоторых элитных слоев общества — в религиях или в слое евнухов (как было в Китае), с многоженством (как в некоторых мусульманских странах) или многомужеством (как в Тибете).
Четвертое. Семья прежде всего связана с наследованием власти или богатства. Что касается воспитания детей, то у нас в России такие несомненно озабоченные воспитанием наследников люди, как Екатерина II или граф Строганов, следовали идеям великого Жан-Жака Руссо, который был уверен в любви большинства родителей к своим детям, но не считал семью и родителей лучшим вариантом воспитания достойных людей. Поэтому он советовал нанимать воспитателей.
Третий «столп» новой цивилизации — лимиты. Прежде всего это лимиты рождаемости. Далее — лимиты научно обоснованного потребления — и в еде, и в одежде, и в образе жизни. Как следствие — лимиты накопления личного богатства и собственности. Никаких миллионеров в Новой Цивилизации не будет.
Общество установит лимиты и на добычу ресурсов из недр планеты. Страны, на территориях которых оказались независимо от их воли и заслуг полезные ископаемые, будут добывать их в размерах и по правилам, установленным человечеством.
Точно так же будут устанавливаться лимиты выбросов, отходов.
Четвертый «столп» — преодоление ограниченностей национализма.
Разнообразие национальных культур — один из резервов развития цивилизации. Новая цивилизация должна согласовать глобальную тенденцию к интеграции и интернационализации с сохранением позитивных ресурсов национального.
Главным для нации станут не «своя» страна и «свои» бюрократы, а организация своей нации в целом на планете. Если в любой точке мира человек будет иметь возможность изучать свой язык, культуру, историю, исповедовать свою религию — то национализм утратит многие негативные черты и сохранит позитивные.
Пятый «столп» — преодоление финансового капитала.
Деньги сыграли исключительную роль в развитии человечества. Они были первым символом единства человечества. Таким же позитивным было появление финансового капитала, банков, кредита.
Но на постиндустриальной стадии развития промышленной цивилизации на первое место вышли не положительные, а негативные стороны и финансового капитала, и денег как его основы. И преодоление финансового капитала, а в перспективе и денег — важная черта новой цивилизации. Банки, в значительной части ставшие центрами фиктивного капитала, будут упразднены. А основным видом денег станет нечто подобное сегодняшним биткоинам.
Шестой фундамент новой цивилизации: преодоление уравнительности.
В истории человечества позитивную роль играли как неравенство, так и равенство.
Выделение свободных и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих двигало цивилизацию вперед.
Но не меньше двигало цивилизацию и равенство, провозглашенное еще Иисусом Христом, ставшее знаменем буржуазных революций.
Но это равенство не преодолевало различий классовых, имущественных, возрастных, гендерных, расовых, интеллектуальных и вырождалось в формальное, декларативное.
Превращение Человека в Человека Разумного делает Интеллект главной его характеристикой. А Интеллект неразрывно связан с отличиями, то есть с Неравенством. И такое интеллектуальное неравенство более справедливо, чем формальное равенство.
Седьмой фундамент. На основе интеллектуального неравенства возникнут новые структуры общества.
Среди различных структур нового общества особенно важно выделение его элиты.
Элита будущего — это не избранный Богом какой-нибудь народ. Не выделенная Природой какая-то раса — белая или арийская. Не класс-гегемон с его исторической миссией. Не партия-рулевой — передовой отряд. Основа элиты будущего — это ее интеллектуальные качества. Элита — это «мозг» нации, лучшая часть интеллигенции общества.
Восьмой фундамент. Вместе с новой структурой общества изменятся его демократические институты. Современная популистская демократия с равноправным голосованием всех сограждан сосредоточится на вопросах, касающихся текущей жизни каждого гражданина. А все проблемы — долгосрочные, глобальные, перспективные — будут решаться тоже демократически, но в кругу тех, кто компетентен в этих вопросах.
Промышленная Цивилизация исключительно логична: свободный экономический человек-потребитель, равенство, рынок и конкуренция, демократия.
Но и Новая цивилизация — Альтернативная — тоже логична. Человек Разумный. Интеллектуальное неравенство. Новые социальные группы. Элита — как главное звено цивилизации Будущего. Новая демократия.
В свете Великой Альтернативы XXI века у России есть два пути.
Первый. Продолжать усилия по превращению страны в одну из великих держав постиндустриального общества. Второй. Стремясь стать одной из ведущих стран постиндустриального мира, сразу же начать прилагать усилия по формированию Альтернативной Цивилизации в России.
Ситуация в чем-то напоминает конец XIX — начало XX века. Тогда тоже была дилемма. Или России продолжать развитие в сторону лучших образцов капитализма. Или — в свете перспективы тупика капитализма — сразу начать с развития по социалистическому пути.
Как известно, выбор в 1917 году второго варианта предопределил и великие достижения России в ХХ веке и не менее великие ее трагедии.
Тем не менее я считаю, что и сейчас вполне реален для России вариант концентрации не только поиска лучших позиций в Настоящем, но и рывка в Будущее.
Важным доводом в пользу реальности этого варианта является то, что Россия уже внесла весомый вклад в перспективу Будущей Цивилизации.
Во-первых, по линии идеологии. Если марксизм был для России чем-то импортируемым, то и экзистенциализм, и анархизм неразрывно связаны с такими гигантами мысли из России, как Бердяев, Бакунин, Кропоткин.
Во-вторых, несмотря на неудачу исторической обреченной попытки утвердить в ХХ веке вариант государственного социализма, в ходе этого эксперимента в России были найдены и опробованы близкие Цивилизации Будущего механизмы и системы: экономика установленных целей, общенациональное планирование, деньги только как средство обслуживания экономики, сочетание интернационализма и национализма и другие нормы социальной жизни.
В-третьих, нынешние попытки России развивать постиндустриализм идут в условиях, когда уже очевидны его противоречия, его неразрешимые антиномии. Внедрять то, что будет только временным, не столь уж разумно.
Но не только с позиции Прошлого и Настоящего, но и с позиции будущего Россия исключительно заинтересована именно в Новой Цивилизации.
В своем докладе — «Великодержавность России в XXI веке» — на недавнем съезде Вольного Экономического общества, посвященном его 250-летию, я старался показать, что главным и решающим для будущей России является ее развитие в качестве одного из ведущих мировых центров науки.
Следовательно, внутренние интересы России требуют развития ее в направлении главной тенденции будущей цивилизации — интеллектуализации общества.
2024-05-07
2024-03-26
2024-03-07
2024-01-17