Инициатива родилась в Верховном суде, в Госдуму она попала в декабре 2015 года — после того, как идею декриминализации, то есть перевода ряда нетяжких преступлений в административные правонарушения, поддержал президент.
Наряду с другими мерами судьи предлагали не считать уголовным преступлением совершенные однократно побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль (ч. 1 статьи 116 УК), однократную угрозу убийством (ч. 1 статьи 119 УК), злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 УК) и использование заведомо подложного документа, за исключением официального (ч. 3 статьи 327 УК).
Первое чтение состоялось в конце февраля 2016 года. Эксперты тогда говорили, что высокий уровень бытового и домашнего насилия, да и насилия вообще ставит под сомнение обоснованность декриминализации побоев и угрозы убийством, а уголовное наказание — последний аргумент, удерживающий недобросовестных родителей от невыплаты алиментов.
В думский Комитет по законодательству валом пошли письма от общественных организаций и возмущенных граждан. Некоторые из писем, по словам главы комитета Павла Крашенинникова («ЕР»), были написаны в логике «пусть не платит, но зато хоть, гад, сидит».
Ко второму чтению текст законопроекта был переработан. Вариант, который 16 мая одобрили члены профильного комитета, учёл подготовленные депутатами, сенатором Еленой Мизулиной и Верховным судом поправки.
Первоначальный документ предлагал считать побои преступлением лишь в том случае, если они совершены из экстремистских побуждений («по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»), или если гражданин уже распускал руки, был за это наказан в административном порядке, и вот — опять…
Депутаты решили, что побои или иные насильственные действия, «совершенные в отношении близких лиц», тоже должны считаться преступлением с первого раза. «Близкими людьми» будут признаваться близкие родственники, а также опекуны, попечители, лица, состоящие в свойстве с рукосуем, или лица, ведущие с ним общее хозяйство, то есть гражданские жены и мужья.
Таким образом, домашнее насилие впервые выделяется как отдельный квалифицирующий признак, своего рода отягчающее вину обстоятельство. За побои по экстремистским мотивам и в отношении близких обещается максимум 2 года лишения свободы, а за повторные побои в отношении чужих — максимум три месяца ареста.
Декриминализировать хотя бы частично угрозу убийством депутаты отказались наотрез.
Что касается злостных алиментщиков — статья 157 в УК должна остаться решил комитет, но карать она будет лишь тех, кто неоднократно и без уважительных причин не выплатил детям или родителям деньги, определенные судом или в нотариально заверенном соглашении. Слово «неоднократно» надо понимать так: «Если гражданин уже подвергнут административному наказанию за неуплату алиментов»…
Реализации принципа всё более популярной у законодателей преюдиции (уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если гражданин был подвергут за то же самое административному наказанию) препятствует отсутствие в России единой федеральной базы учёта административных правонарушений.
С алиментщиками проще, их обязательства носят материальный характер и учитываются Службой судебных приставов, где единая база есть. Но как быть, например, с мелкими ворами — ведь неоднократно попавшимся на мелком хищении и подвергшимся за это административному наказанию законопроект тоже обещает уголовную ответственность? Переехал в другой регион — и начинай воровать с чистого листа?
В разговоре с «МК» г-н Крашенинников признал наличие проблемы, но, по его сведениям, работа над объединением региональных баз уже идёт. Будет ли она завершена к моменту вступления в силу нововведений — неизвестно.
Среди поправок обращает на себя особое внимание та (её автором значится г-н Крашенинников), что изменяет порядок зачета срока нахождения под стражей при определении наказания. Сейчас действует правило «один день нахождения под стражей равен одному дню лишения свободы», вне зависимости от того, приговорил ли суд к обычной колонии, колонии строгого режима или колонии-поселению, и ждал ли суда обвиняемый дома или в СИЗО.
Комитет предлагает один день в СИЗО считать равным одному дню в тюрьму или колонии строгого режима, полутора дням в колонии общего режима, и двум дням в колонии-поселении. А два дня домашнего ареста засчитывать за один день лишения свободы…
Более справедливые правила зачета срока содержания под стражей до суда Госдума пытается сделать законом с 2008 года. Удастся ли на этот раз — сказать трудно. По сведениям «МК», считать эту поправку полностью согласованной нельзя. Да и в целом законопроект о декриминализации до намеченного на 7 июня второго чтения может претерпеть изменения. Двух с половиной месяцев правительству не хватило для согласования своих поправок, но не исключено, что они появятся в ближайшее время…