По данным RAEX, кредитные организации в январе–июне 2015 года выдали малым и средним компаниям займов на 2,5 трлн рублей — на 36% меньше, чем за тот же период годом ранее. Эксперты агентства считают, что такая динамика связана с высокими ставками кредитования и сокращением спроса бизнеса на кредитные ресурсы из-за ухудшения макроэкономической ситуации. «Удорожание денежных средств, рост цен на сырье, продукцию, услуги в связи с девальвацией рубля ударили по МСБ», — подтверждает директор Департамента разработки продуктов для малого и среднего бизнеса Бинбанка Анна Салманова.
«ЭВ» провел опрос среди компаний ниши. Бизнесмены из самых разных отраслей (риелторы, рекрутеры, рестораторы, оптовики) категорически не согласны с мнением главы ВТБ. Предприниматели считают, что спрос на качественные товары и услуги небольших компаний нарастает, но текущих объемов кредитования МСБ даже в случае одобрения кредита не хватает, а действующий уровень ставок не оставляет шансов на сохранение рентабельности. «Средние по рынку ставки по собственным программам банков колеблются в районе 19–20% годовых», — сообщила Салманова. По мнению же большинства опрошенных игроков рынка МСБ, больше 10% годовых даже состоявшемуся бизнесу не осилить — ни в нынешних суровых рыночных реалиях, ни в более стабильной ситуации.
Палка о двух острых концах мешает работать обеим сторонам — и заемщикам, и кредиторам. Банки вынуждены «не доверять и проверять» потенциальных клиентов, которые вполне платежеспособны, просто не дотягивают до высоких кризисных критериев. «В силу законодательных ограничений нужное нам кредитование считается у банков высокорисковым. Соответственно, риски они закладывают в процент. В итоге текущая рентабельность деятельности не позволяет широко пользоваться банковским кредитованием. Кредитование малого бизнеса так и остается фантомом в России», — считает председатель совета директоров сетевого системного интегратора «Импульс-ИВЦ» Евгений Новак. Пусть и оправданная, но порой критичная подозрительность кредиторов порой приводит к срывам перспективных проектов.
По словам Новака, в одном из удаленных дальневосточных районов страны компания планировала запустить энергосберегающий проект по замене традиционного источника энергии альтернативными. Местный банк отказался одолжить 10 млн рублей по двум причинам: слишком большая, по мнению кредитора, арбитражная практика (хотя компания работает 16 лет, подобного рода споры не являются признаком плохого финансового положения) и отсутствие залога. Личные поручительства менеджмента и учредителей банк не устроили — в итоге проект не состоялся.
«Нам хорошо видна ситуация с «достаточностью» кредитования предприятий МСБ на примере рынка аренды коммерческой недвижимости», — возвращается к «октябрьским тезисам» Костина гендиректор агентства недвижимости «Красная Горка» Максим Логвинов. По его словам, если раньше буквально каждый третий привлекал для открытия первого или нового магазина (офиса, производства) заемные средства, то сейчас таких единицы. С одной стороны, банки не готовы идти на риски в условиях кризиса, а с другой — ставки для корпоративного сектора настолько высоки, что бизнес не может обслуживать ссуды, даже если он их получит.
Таких историй — много. И все они похожи. Разобщенность банков и МСБ нарастает. Риторика банкиров-лидеров вызывает острые дискуссии, нынешние кредитные тарифы не по зубам даже опытным, бывалым «малышам». В этих неприятных обстоятельствах спасение может прийти только из одного источника. «Развитие сектора МСБ в текущей рыночной ситуации невозможно без помощи государства, благодаря которой банки смогут предложить предпринимателям кредиты по сниженным ставкам за счет более дешевого фондирования. Также снизить затраты на кредиты поможет субсидирование процентных ставок», — резюмирует Салманова.